Найти тему
Глобальная История

О философии кратко: Пифагор и пифагорейцы

Одним из столпов досократической философии является Пифагор. Сын Мнесарха, родом с острова Самос, что располагался у берегов Ионии, он являлся определенной противоположностью Гераклита, о котором мы говорили ранее. Пифагор известен как математик и философ, но парадокс заключается в том, что его вклад в то, что называется «пифагорейством» нам неизвестен. Пифагор представляет собой личность во многом легендарную, овеянную мифами, которые складывали о нем на протяжении всей античности. При этом нужно сказать, что в обобщенном смысле то, что называется пифагорейством оказало значительное влияние на последующую философию и математику. Долгое время воздействие философии пифагорейцев было скрытым и действовало, что называется, исподволь. В полной мере воздействие Пифагора и пифагорейцев (хотя опять же – разделить их слишком сложно) проявилось в философии Платона – основе античной философской мысли. При всем при этом Платон упоминает имя Пифагора в своих диалогах всего один раз. В результате родилась даже идея о том, что Платон скрывал пифагорейское воздействие на себя, чтобы скрыть явное заимствование или даже плагиат. Впрочем, это скорее своеобразная античная конспирология, даже с учетом того, что Платон в некоторых аспектах действительно заслуживает критики, все же едва ли он занимался плагиатом.

Пифагорейство зародилось в южной Италии, в так называемой Великой Греции, месте где располагались греческие колонии. Именно туда, в город Кротон и переехал Пифагор, бежав от правившего на Самосе тирана Поликрата.

Пифагор обладал непререкаемым авторитетом среди того круга мыслителей и учеников, который сложился вокруг него. Собственно, именно в этом и в некоем мистическом характере пифагорейской школы состоит проблема понимания того, какие же именно постулаты пифагорейского учения принадлежат непосредственно Пифагору. Его ученики зачастую приписывали свои идеи учителю, что породило универсальную формулу – «Он (учитель) сказал…». Вообще пифагорейский союз, сложившийся в Кротоне, вполне можно было бы назвать мистически-политическим братством. Именно вмешательство в политику, усиление влияния пифагорейцев в регионе привело к тому, что союз в Кротоне был разгромлен, а сам Пифагор уехал оттуда.

Но в чем же вообще состоит философия, наука пифагорейцев? Пифагорейцы были провозвестниками античного идеализма. Основу их учения составляла идея о том, что в основе мироздания лежит некий абсолют, который не является чем-то противоположным этому миру, а составляет его суть, основу познания, изучения этого мира, говоря научно есть нечто, что структурирует, конституирует нашу реальность. Что же это?

Данный абсолют Пифагор увидел в числе. По мнению Пифагора (или его последователей) в числовых пропорциях сказывается закономерность мира. Весь мир можно перевести на язык чисел. Числа всегда равны себе, их сочетания, суммы, корни и степени постоянны, нерушимы. Тут нужно напомнить, что ранняя греческая философия прежде всего искала абсолютную, изначальную основу мира. Но первые философы типа Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена искали первоначало мира в стихия, в материальных элементах. Пифагорейцы же говорили о том, что мир представляет собой абсолютную математическую модель, все в мире основано на числовых закономерностях. Да, мышление того периода все еще оставалось наивным и пифагорейцы двинулись по пути материального осмысления числа, и на этом пути пришли к мнению, что числа являют собой элементы мира, которые они понимали вполне материально.

-2

Пифагорейцы различали четные и нечетные числа. Нечетные числа – основой которых являлась единица полагались предельными, такими числами у которых есть предел. В ограниченности подобных чисел пифагорейцы усматривали совершенство, образ божественности. Идеальной фигурой, построенной по образу предельных чисел у них считалась сфера.

Мир для пифагорейцев был чем-то божественным, в нем действовал абсолют – бог, которого также понимали как закономерность, основанную на числе. А сам мир понимался как сфера, Земля как шарообразное тело, вокруг которого одна за другой располагаются космические сферы – сфера Луны, сфера Солнца, сферы планет и звезд. Интересным аспектом этой модели вселенной являлось то, что пифагорейцы также говорили о двух сферах, связанных с телами, которых как мы сейчас знаем не существует. Во-первых, центром этой модели не являлась ни Земля, ни Солнце, центр составлял так называемый «центральный огонь», то, что дарует всему свет. Собственно говоря получалось, что и Солнце светит отраженным светом этого первоогня. И тут конечно возникал бы вопрос, если есть какой-то центральный огонь, такой мощный, что дает всему свет, то почему мы его не видим? Именно для решения этой проблемы (а также для того, чтобы количество космических сфер составило число десять) пифагорейцы ввели еще один круг и еще одно небесное тело – так называемую «противоземлю», из-за которой мы собственно и не видим центрального огня.

Конечно тут нужно правильно понимать, что пифагорейство в плане научном, когда рассуждало об устройстве космоса представляло собой образование все еще очень наивное. Поиск «экономичной» модели явно не составлял цель пифагорейце, поэтому они стремясь к симметрии и гармонии, которые по их убеждению и правили миром, вводили дополнительные небесные тела. Но нужно сказать и о прогрессивных тенденциях внутри пифагорейства, которые в будущем выльются в благотворные влияния. Во-первых рассмотрение именно сферы, как идеального космического объекта. В то время, как у самых первых философов Земля являла собой «срез колонны», пифагорейцы выдвинули идею о ее шарообразности. Во-вторых именно развитие научного пифагорейства приведет к тому, что впервые в истории человечества будут выдвинуты идеи о двойном вращении Земли, то есть вокруг собственной оси и…Солнца. Да, на поздних этапах научного развития пифагорейства, ученые отошли от идеи о центральном огне и стали рассматривать в качестве его аналога именно Солнце. К сожалению, для науки, идеи этих пифагорейцев оказались задвинуты на второй план, а популярность обрела догматическая система Аристотеля, развитая античным астрономом Птолемеем – геоцентрическая система мира – с неподвижной Землей в центре. Именно эта система будет господствовать в Средние Века, пока польский каноник Николай Коперник не выдвинет свою – гелиоцентрическую модель. В том числе, на него оказало влияние и чтение одного пифагорейского трактата, в котором могла высказываться схожая догадка.

-3

Но вернемся к числам. Помимо единицы – нечета, в мире также существует двоица – чет, беспредельное число, которое почиталось пифагорейцами в качестве противоположности единицы как нечто несовершенное. Но на числовом уровне миром правит (по мнению пифагорейцев) гармония, сочетание четных и нечетных элементов. На основе этой противоположности выстраивается космос, из сочетаний четных и нечетных элементов складывается само мироздание.

Для Пифагора, как для религиозного мыслителя были характерны два учения. Во-первых – это учение о перерождении душ, а во-вторых, учение об уподоблении богу. В то же время эти религиозные умозрения не входили в противоречие с учением Пифагора о числах. Каждому числу Пифагор приписывал определенную пару противоположностей, так например, единицы были приписаны предел и беспредельное, а двойке четное и нечетное и т.д. Мир полагался пифагорейцами предельным, ограниченным, в чем пифагорейцы входили в противоречие с учением Анаксимандра, который полагал мир беспредельным.

Пифагор первым заметил математические основания музыки, которая строится на числовых сочетаниях промежутков между струнами и их толщины.

Спасибо за внимание!