Гваделупу сотрясает бессрочная всеобщая забастовка. Правительство реагирует силовыми методами, а напряжённость ситуации объясняет антипрививочными настроениями. Однако причины недовольства гораздо глубже. Тяжелейшие социальные проблемы, повальная безработица. А единственная помощь от государства – дополнительные полицейские с континента для подавления беспорядков.
В принципе, всё можно было предвидеть. Вот уже неделя как Гваделупа охвачена очередным периодом обострения социального кризиса. Генеральный секретарь Всеобщего объединения трудящихся Гватемалы (UGTG) Майте Юбер М’Тумо составил коммюнике. Оно адресовано всем причастным профсоюзным, политическим и гражданским организациям. В нём он пишет о безразличие государства и насильственных методах. Как и в 2009 году, эта организация объединилась под эгидой LKP (Liyannaj Kont Pwofitasyon) – «Сообщество против эксплуатации».
На безразличие властей также жалуется председатель регионального совета Гваделупы от партии LaREM («Вперёд, Республика!») Анри Шалю. Дело в том, что 20 ноября министр внутренних дел Жеральд Дарманен провёл заседания кризисного штаба по ситуации в Гваделупе. Анри Шалю туда не только не пригласили, но и не поставили в известность о том, что оно состоится.
Вакцинация — не повод для дискриминации
Эта бессрочная всеобщая забастовка началась сразу же после отмены чрезвычайного положения 15 ноября. Тогда же вступили в силу санкции против не вакцинированных медработников. На самом деле, более 85 % из них уже вакцинированы (как и 47 % взрослого населения). Но эта мера стала «последней каплей, переполнившей чашу терпения», – считает Майте Юбер М’Тумо.
Генеральный секретарь Коммунистической партии Гваделупы Феликс Флемен напоминает, что «по этому поводу с начала июля каждую неделю уже проходят манифестации. Но фактически протестное движение гораздо шире» и обусловлено «взрывоопасной социальной обстановкой». «Вот уже четыре месяца как мы сообщаем к министрам о несогласии народа Гваделупы с тем, как ведётся борьба с эпидемией коронавируса», – вторит ему официальный представитель сообщества LKP Эли Домота. По его мнению, «эти пять дней протестных акций и поддержка населения (…) подтверждают обоснованность требований специалистов в области здравоохранения, социального обеспечения и службы спасения». Они также показывают «глубину страданий, неравенства, бедности и отчуждения» в обществе. Он также напомнил красноречивую статистику: 61 % молодёжи младше 25 лет являются безработными. Было бы это в Европе – поставили бы рекорд.
Континентальные власти не боятся крови
В ночь с 20 на 21 ноября, ситуация ухудшилась. Помимо дорожного контроля и перекрытия основных дорог архипелага стали происходить стихийные протесты с поджогами магазинов и факты разграбления – иногда с использованием огнестрельного оружия. В частности, так было в крупнейшем городе департамента Пуэнт-а-Питре. А также в административном центре Лез Абим, самом населённом городе архипелага. Задержали 38 человек. Введение комендантского часа начиная с пятницы вечером с 18.00 было воспринято как провокация. Потому как государство и правительство реагируют, по замечанию LKP, только «репрессиями». Тем не менее, сообщество считает, что «никакие формы запугивания не заставят их (организации – прим. ред.) отказаться от своих требований. И на это не повлияет количество и статус “манбло” (так на креольском языке в Гваделупе презрительно называют полицейских, что буквально означает «люди в синей униформе» – прим. ред.), спешно отправленных в Гваделупу».
Это намёк на 250 полицейских и жандармов, которых дополнительно направил в заморский департамент Жеральд Дарманен. При этом 50 из них – это бойцы спецподразделения RAID и группы быстрого реагирования национальной жандармерии GIGN.
«Осторожно, может пролиться много крови», – опасается Феликс Флемен. Ранее, двенадцать лет назад, в 2009 г. массовые беспорядки продолжались 44 дня. По мнению Флемена, нынешний кризис уходит своими корнями в сложную историю Гваделупы и социальную дискриминацию. В результате возникли «отчуждение и закономерные накопленные обиды».
Министры совещаются, а полиция «готова повтроить»
Тем временем местный префект Александр Рошатт делает воинственные заявления одно за другим. В коммюнике от 19 ноября он советует «всем помнить о событиях прошлого. И о том, как они повлияли на коллективное и индивидуальное благополучие жителей архипелага».
«Пожарный-пироман», – считает Феликс Флемен. Но в LKP полагают, что это угроза и намёк на бунты мая 1967 г., которые утопили в крови.
Премьер-министр Жан Кастекс наконец объявил о проведении срочного собрания вечером 22 ноября. Н а него позвали представителей Гваделупы и причастных министров: Оливье Верана и Себастьяна Лекорню. Но, похоже, что слишком поздно. В Гваделупе продолжаются беспорядки.