Почему вообще эта проблема столь важна? Ну как мы знаем, есть такая вещь как частный бизнес, который может пресечься со смертью владельца маленького магазинчика. То есть наследник его владельца может захотеть, а может не захотеть продолжит этот самый бизнес. А есть крупные (и не очень) корпорации, которые не зависят от физического бытия одного отдельного человека.
В принципе, ещё в римской юриспруденции возникло разделение на юридические и физические лица. Самого термина «юридическое лицо» в римском праве не было, его сформулировали только средневековые глоссаторы. В качестве участников частноправовых отношений в римских источниках часто упоминаются организации (напр., коллегии, сформированные обычно по профессиональному признаку).
Но понятие уже было. Так вот государство оно несколько дальше от частного бизнеса и несколько ближе к корпорациям. Как-то так. И оно ни в коем разе не может зацикливаться на одной конкретной персоне. В Средние века это приводило к громадным проблемам (война за австрийское наследство, война за испанское наследство).
Это когда государство было тесно юридически связано с конкретной династией и, получается, конкретной персоной. Время идёт, люди меняются, но нормальное государство продолжает жить своей жизнью, невзирая на краткость человеческого века.
Президенты там разные избираются, премьер-министры и так далее. И вот тут у Лукашенко есть одна большая проблема. Он живёт не в Средневековой Европе, а в Европе 21-го века и все сказки про некое наследование трона выглядят по-настоящему сказочно. Будь он ещё принцем Уэльским или Астурийским, ещё можно было бы что-то понять, но он бывший зам. председателя колхоза. Увы и ах. Какая к чёртовой бабушке, «династия»? Вы о чём?
Беда и трагедия так называемой «белорусской государственности» в том, что А.Г. Лукашенко построил ей строго вокруг своей персоны. То есть вопрос «преданности Беларуси» для чиновников и силовиков там не стоял никогда, всегда стоял лишь вопрос о преданности лично Лукашенко. Шутки шутками, но именно так дела и обстоят.
И политически президент РБ не дорос даже до века 19-го с его национальными государствами. И вот тут встаёт вопрос трансфера власти, потому как возраст уже. Вы никогда не задумывались над тем простым фактом, что просто-напросто Лукашенко смертен? Кай — человек, Кай — смертен…
То есть рано или поздно эта проблема встанет во весь рост. По вполне объективным причинам. Ещё раз: государства (как и корпорации) живут гораздо дольше чем обычные люди именно потому что… «юридические лица», а не физические.
Но всё оказалось хуже: выборы 2020 Лукашенко (и его окружение) с треском провалили. После чего началась жёсткая силовая зачистка. И вот тут начинается самое интересное. Ещё в июле месяце 2020-го Лукашенко имел полную возможность передать власть кому-то из своих сторонников. И это решение встретило бы понимание как в самой Беларуси, так и в России. И даже на Западе. То есть вот тогда бы да, страница была перевёрнута и трансфер власти (под полным контролем и руководством А.Г. Лукашенко) имел бы место быть.
И государство пошло бы развиваться дальше, а правление Лукашенко стало бы историей. Ещё раз: передача власти вещь неизбежная, но очень и очень тонкая и опасная. Что-то может пойти «не так», вспомним, например, декабристов. А ведь там никто из наследников бороться и конкурировать за власть не собирался. И тем не менее всё закончилось кровью.
Так вот в июле 2020-го Лукашенко упустил (а скорее всего даже не рассматривал) последнюю возможность контролируемой передачи власти. То есть тогда ещё было можно, а вот в сентябре уже нельзя. Тонкий момент, между прочим. Многие эксперты считают, что СССР погубило именно отсутствие «свежей крови» в высших эшелонах власти. Гонка на лафетах, однако.
Только давайте не будем разглагольствовать на тему: Лукашенко так велик, что будет жить вечно. Не смешно. Трагедия Беларуси в том, что её глава думал не о интересах государства, а исключительно о своей власти.
И после августа 2020-го сложилась по-настоящему патовая ситуация: силовики РБ на сторону протестующих не перешли, но и протестующие на сторону Лукашенко уже не перейдут никогда. Лукашенко «потерял страну». «Возврата» в июль 2020-го уже не будет никогда.
Вообще, тут сказался низкий уровень белорусского руководства в целом: если силовые действия в течении 2-3 месяцев не дают результата — дело плохо. Надо идти на уступки и переговоры. «Блицкриг» 9-12 августа (когда имело место максимальное насилие) провалился, позднейшие действия позволили разогнать протестующих с улиц, но политически проблему не решили.
Но самое печальное: теперь вообще никакой трансфер власти «своим людям» для Лукашенко невозможен. То есть если во времена работы премьер-министра Румаса — его можно было «протолкнуть» в президенты, и он бы мог победить кандидата от оппозиции, то сегодня этот путь закрыт. То есть смех смехом, но вместо того политического кошмара, который происходит, начиная с лета 20-го у белорусов мог бы быть президент Румас. Признанный всеми, как внутри страны, так и за её пределами. И это был бы «человек Лукашенко».
А сегодня любые относительно нормальные выборы ставленник Лукашенко с треском проиграет. То есть этот путь полностью, наглухо закрыт. Любые выборы сегодня для Лукашенко и его окружения неприемлемы. Но страна не может непрерывно жить в состоянии политического кризиса, должен быть хоть какой-то выход.
В принципе, Лукашенко так утомил буквально всех, что, если бы он просто назначил своего преемника, даже без выборов… это бы тоже приняли. Белорусы приняли бы кого угодно, но уже не Лукашенко. Устали от него.
В июле 2020-го это ещё было возможно. То есть и выстроенная система, и остаточный авторитет Лукашенко позволяли кого-то двинуть «на один срок без прямых выборов».
И это тоже был бы трансфер власти. То есть Лукашенко (и его правление!) становятся историей, а его преемник берёт на себя всю полноту ответственности, а Александр Григорьевич становится частным лицом. Ну иммунитет ему ещё прописать, от преследования. Гарантии России там…
И всё, игра сыграна.
Сегодня этот вариант невозможен абсолютно. Любого назначенца Лукашенко никто не признает на Западе и в Беларуси.
То есть ситуация после августовского «блицкрига» стала для Лукашенко тупиковой. Власть он ещё удерживает, но передать её никому не сможет. Ни через выборы, ни напрямую. А следующим президентом Беларуси автоматически становиться оппозиционер и антилукашист.
У нас почему-то недооценивают трагичность и тупиковость белорусской ситуации. А она абсолютно тупиковая. То есть даже сейчас ни о какой «передаче власти» Лукашенко даже слышать не желает. Нет такого слова. Нет такой буквы.
Но если бы он пожелал её кому-то сегодня передать, то это было бы уже невозможно. Легитимность утрачена. То есть он очень сильно отстал в понимании политической ситуации от самой ситуации. Он ещё не готов к трансферу власти, который уже полностью невозможен.
Все виды «анализа» политической ситуации в РБ, которые делают в России страдают «лукашенкоцентричностью», ну есть же самый главный президент, отсюда и танцуем… Уже нет, уже не самый главный, Лукашенко сегодня не может ни нормально управлять страной, которая его больше не признаёт президентом, ни передать кому-то своему эту самую власть.
Лукашенко вообще упустил очень много времени. У него было лет десять-двенадцать (до 2008-го) чтобы в достаточно комфортных условиях реформировать белорусскую экономику. Он не пожелал это сделать, а сейчас поздно уже: упущено время и потрачены деньги. И создана госвертикаль, которой «и так хорошо». Так что «упускать время» — это для него нормально.
То есть власть превратилась для Александра Григорьевича в горячую картофелину — и держать тяжело и передать некому.
В целом: говорить насчёт политических реформ в РБ можно долго и красиво перебирая разные варианты, вся беда в том, что всё сводиться к Лукашенко у власти, как «кризисному фактору» и невозможности его на кого-то поменять.
Любой анализ ситуации будет сводиться к тому, что Лукашенко абсолютно непопулярен в стране, не признан и не будет признан на Западе (да и в Китае уже), но уходить категорически не хочет.
И именно поэтому неизбежный рано или поздно по разным причинам трансфер власти рискует превратиться для РБ в катастрофу. Потому как незапланированно всё получиться, неподконтрольно.
Тут ещё какой неприятный момент необходимо учитывать: Александр Лукашенко, к сожалению, весьма возрастной товарищ. Ему вообще-то 67 лет. Хуже того то, что со здоровьем у него не очень. Периодически он «пропадает» из информационного пространства, причём внезапно. Беларусь — страна маленькая и всем хорошо известно, что им активно занимаются доктора в эти периоды.
То есть планировать что-то на долгие годы вперёд с ним бессмысленно не только по политическим (он непопулярен) но и по чисто физическим причинам (возраст и здоровье). Своего рода «синдром Брежнева».
То есть классика: Кай — человек, Кай — смертен. А теперь правильный вопрос: что будет после Лукашенко? Нет, он конечно не глава сверхдержавы (как бы этого ему не хотелось), но какова судьба белорусов после него? Что будет дальше? В условиях глубочайшего внутреннего кризиса белорусского общества и «завязанности» всей госсистемы на одного человека?
Лукашенко реально выстроил государство так, как будто он будет жить вечно.