Когда мы были в Северной Осетии, Аля предложила поехать в Кармадонское ущелье. Я об этом месте ничего не знал, поэтому спросил, что там смотреть? Она мне объяснила, что там в 2002 году произошёл сход ледника.
В сентябре в 8 часов вечера, когда в ущелье уже темно, кто-то собирался спать, кто-то возвращался домой, огромный кусок льда толщиной 150 метров сорвался вниз с горы. Миллионы тонн льда, грязи и камней пошли вниз по ущелью. Он сметал всё, что попадалось ему на пути: аулы, людей, стада животных.
Огромный поток камней двигался со скоростью самолёта - 250 км/час и как муравьев мог размазать по стенам ущелья большие машины. Много деревьев были выдернуты из земли. В некоторых местах толщина льда была до 70 (!) метров. Только представьте: это высота 20-этажного дома!
Катастрофа была масштабной, и хуже всего: под завалами - люди. И их надо было искать.
Поиски осложнялись тем, что дорог больше не было, все коммуникации также были снесены. Технике было очень сложно добраться до возможных мест нахождения людей и начать раскапывать. И где копать? Десятки квадратных километров толстого льда. Как под этой большой массой можно было кого-то найти?
А найти надо было более 100 человек: жителей аула Нижней Кармадон, пастухов, пограничников, туристов и участников съёмочной группы очень популярного в России режиссёра Сергея Бодрова.
Мы остановились рядом с тоннелем. Когда в 2002 году искали выживших, была надежда, что в тоннеле могут быть люди. Но лёд был так высоко, что просто невозможно было найти тоннель. А когда через 8 месяцев, наконец, нашли и раскопали тоннель, там была вода. Через 1,5 года поиски остановили. Нашли только 19 тел, а 106 пропали без вести.
Когда я там находился, я видел, что в этом узком ущелье, окружённым высокими горами, невозможно убежать от ледопада, движущегося с такой огромной скоростью.
В этом ущелье мало места, и даже если можешь убежать, поток камней настолько огромный и высокий, что не успеешь подняться. А всё произошло вечером, в темноте, люди, наверное, даже не поняли, что происходило, и что им надо было прятаться.
Мы ехали от горы минут 20-30 на машине, и увидели памятник. До этого места ледник сошёл.
Я не мог представить, как ледник так далеко может сходить. Это был огромный и мощный поток, что ни у кого, кто был на пути этого потока, не было шансов спастись.