Найти тему

Грядущий крах Афганистана – и как к нему готовятся в Центральной Азии

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

В ходе прошедшего 17 ноября в Москве совещания секретарей Советов Безопасности Николай Патрушев вновь обратился к исходящему из Афганистана комплексу угроз:

«Если новым властям в Кабуле не удастся нормализовать ситуацию, а международному сообществу – оказать афганскому народу действенную поддержку, то события могут развиваться по катастрофическому сценарию, включая новый виток гражданской войны, всеобщее обнищание населения и голод».

По словам секретаря Совета Безопасности РФ, в настоящее время в Афганистане складывается беспрецедентная военно-политическая и социально-экономическая ситуация, способная обернуться крайне негативными последствиями, как для Центральной Азии, так и для региона СНГ в целом. Афганистан не должен вновь стать полигоном для необдуманных геополитических авантюр внешних игроков, «прежде всего попытки США и их союзников под предлогом ухудшения обстановки в этой стране закрепиться в регионе, в том числе на пространстве СНГ», и не допустить этого – особо важная задача, подчеркнул Николай Патрушев.

«Нашими правоохранительными органами и специальными службами предпринимались необходимые меры для недопущения дестабилизации ситуации на территории стран Содружества… проведены оперативно-профилактические мероприятия по пресечению вербовки, перекрытию каналов перемещения граждан с территорий стран с повышенной террористической активностью»,

– рассказал секретарь Совбеза, отметив необходимость выработки единых правил биологической безопасности на пространстве СНГ, что вызвано новыми биологическими рисками, включая «опасные эксперименты с вирусами и патогенами на потенциально опасных биологических объектах и развитие генной инженерии, в том числе синтетической биологии, позволяющей играть геномом в преступных целях».

В свою очередь, выступая на расширенной коллегии МИД России, Президент России Владимир Путин заявил о необходимости «дополнительных мер по обеспечению безопасности России на южных рубежах, оказанию содействия нашим союзникам – государствам Центральной Азии, которые видят в России гаранта стабильности в регионе». Это необходимо для предотвращения неконтролируемых потоков беженцев, трансграничного перетока террористических и криминальных элементов.

«Продолжая контакты с [запрещёнными в России] талибами, следует активнее задействовать форматы московских консультаций и консультаций “расширенной тройки” (РФ, США, КНР и Пакистан) с участием ключевых внешних игроков и соседей Афганистана в целях содействия установлению в стране гражданского мира и общественного порядка, нейтрализации террористических структур и наркопреступности»,

– призвал глава государства. Параллельно оказанию Кабулу гуманитарной помощи, российская сторона предприняла меры по эвакуации из охваченной кризисом страны нескольких сотен граждан РФ и других государств. К слову, как отмечается в отчёте Главного генерального инспектора США об операции в Афганистане за третий квартал 2021 года, за три недели августа 2021 года, выполнив 387 авиарейсов, американцы эвакуировали 124 тысячи человек, что стало крупнейшей подобной операцией в истории США. Впрочем, большинство работавших на Вашингтон афганцев вывезти не удалось, и их судьба по-прежнему покрыта мраком. Более того, администрация Байдена рассматривает возможность отправки некоторых ранее эвакуированных афганцев с базы Bondsteel в Косово обратно на «историческую родину» – в случае, если те не докажут свою «благонамеренность»…

Талибы пытаются выполнять свои обещания, но слишком медленно, говорит, отвечая на соответствующий вопрос, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. После недавних консультационных встреч в Москве и Тегеране (без участия Вашингтона), «афганский вопрос» стал предметом рассмотрения «расширенной тройкой» (Россия, США, Пакистан и Китай), представители которой встретились 11 ноября в Исламабаде. Перед началом консультаций министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Курейши предупредил, что Афганистан находится «на грани экономического коллапса», и международное сообщество должно срочно возобновить финансирование, замороженное западными донорами после захвата талибами столицы страны.

Несмотря на разделяющие «расширенную тройку» геополитические разногласия и разночтения в подходах, по итогам встречи удалось согласовать заявление для прессы с акцентом на «беспрепятственный гуманитарный доступ», соблюдение прав человека, борьбу с терроризмом и наркотрафиком. В области внутренней политики, пусть и весьма аккуратных формулировках, но всё же содержится рекомендация талибам проводить более умеренную политику, «во имя целей стабильного и процветающего Афганистана», включая формирование «инклюзивного правительства».

Впрочем, реалии «на земле», мягко говоря, весьма далеки от любых, сколь угодно благостных, пожеланий. До 60% почти 40-миллионного населения в той или иной мере сталкиваются с угрозой голода, и проблема ещё более усугубится с наступлением зимы. С момента захвата власти талибами ВВП страны мог сократиться примерно на 40%, не в последнюю очередь – по причине санкций, парализовавших банковскую систему и затронувших все сферы экономической деятельности. В конце августа МВФ заблокировал выделение Кабулу ранее заявленных 450 миллионов долларов; резервы Центрального банка Афганистана в размере 9 миллиардов долларов, большей частью размещённые в США, по-прежнему заморожены. По оценкам международных экспертов, паралич банковского сектора (влекущий, к примеру, невозможность переводить зарплату на карты работникам сферы здравоохранения и не только им) подтолкнёт финансовую систему к неформальным денежным обменам, что «может способствовать терроризму, торговле людьми и дальнейшей контрабанде наркотиков». Пока проблема дефицита наличных денег и выплат зарплат частично решается перетаскиванием мешков с наличными, однако едва ли это может продолжаться до бесконечности…

«Уже в ближайшей перспективе велика вероятность наступления в Афганистане полного краха экономики, социальной сферы и возникновения гуманитарной катастрофы», – заявил генсек ОДКБ Станислав Зась. Экономический кризис ведёт к эскалации вооружённого противостояния, усилению террористических группировок и расширению наркопроизводства, что, безусловно, затронет страны Центральной Азии. Согласно же вышеупомянутому отчёту, несмотря на неоднократные заявления, «Талибан» сохранил связи с запрещённой в России «Аль-Каидой», вовсе не стремясь к их прекращению. Утверждается, что де-факто власти Кабула пока не пошли навстречу Пекину в вопросе о выдаче боевиков запрещённого в России «Исламского движения Восточного Туркестана». А по утверждению спецпосланника ООН в Афганистане Деборы Лайонс, группировка «Вилаят Хорасан» (местный, причём весьма разношёрстный, включая предположительно недавних боевиков «Талибана», филиал запрещённого в России «ИГ» – Прим. авт.) действует почти во всех 34 провинциях:

«Когда-то ограниченная несколькими провинциями и столицей, ИГИЛ-Хорасан теперь, похоже, присутствует почти во всех провинциях и становится все более активной, что заслуживает большего внимания со стороны международного сообщества».

Количество приписываемых «ИГ» (запрещенная в России террористическая организация) нападений возросло с 60 в 2020 году до 334 в году текущем (не ещё не завершившемся). Предельно серьёзной остаётся и проблема наркотрафика. По данным ООН, в 2021 году производство опиума в Афганистане увеличилось на восемь процентов, составив примерно 6800 тонн, с тенденцией к увеличению. Несмотря на неоднократно декларировавшиеся талибами меры по борьбе с производством и транспортировкой наркотиков, судить об этом доподлинно не представляется возможным. Telegram-канал «Восточное ревю с Александром Князевым» цитирует командующего «северным» армейским корпусом «Аль-Фатх» (штаб в Мазари-Шарифе) Атауллу Омари: «Если правильно воспользуемся имеющимися у нас возможностями и избежим этнических и межрегиональных противоречий, то преодолеем это сложнейшее испытание. В противном же случае своей священной цели мы не достигнем». Наконец, ещё одной тревожной чертой системного кризиса в Афганистане глава Центра изучения афганской политики Андрей Серенко называет разборки в стане недавних «триумфаторов», где

«между собой сцепились различные фракции внутри группировки, они дерутся за власть и с трудом скрывают от общественности эту борьбу… Открытая борьба идет между «фракцией Хаккани» и «группой Барадара» (людьми, которые входят в так называемый «политический офис» «Талибана»), отдельно стоит группа муллы Якуба, имеющая свои планы на власть. Все эти внутренние конфликты, дрязги, борьба за доходные места, конечно, усугубляют ситуацию в стране».

Если, в этом контексте, не забывать о сохраняющихся в ряде провинций очагов антиталибского сопротивления, то прогнозы резкого обострения ситуации в стране с перспективой «войны всех против всех» представляются ещё более реальными. Гипотетическая же стабилизация режима талибов (альтернативный сценарий, хотя и куда менее вероятный) не приведёт и исходу «избыточного» населения, который в этом случае может иметь более организованный и управляемый характер…

«Рособоронэкспорт» отрабатывает полученные ранее заявки на поставки вертолетов, стрелкового оружия и систем охраны границ для сопредельных с Афганистаном стран, сообщил гендиректор компании Александр Михеев. Приближающийся коллапс вынуждает сопредельные государства не только закупать оружие и лихорадочно проводить учения, проверяя подготовку вооружённых сил, но и спешно готовиться к наплыву беженцев. Так, 19-20 ноября в Кыргызстане проводились специальные учения Государственной системы гражданской защиты по подготовке приёма, размещения и всестороннего обеспечения перемещению в южные регионы республики нескольких тысяч вынужденных переселенцев. Палаточные лагеря развёрнуты в поселениях Жаны-Жер Сузакского района Джалал-Абадской области, Маргун Лейлекского района Баткенской области и Бор-Добо Алайского района Ошской области. Отрабатываются мероприятия по приёму и сопровождению прибывающих, а также пропуск их через фильтрационный пункт для учета, регистрации и соблюдения соответствующих процедур.

* * *

Афганскому народу не следует расплачиваться за игнорирование талибами призывов Совета Безопасности и международного сообщества к политическому урегулированию конфликта, лицемерит один из американских дипломатов, указывая на объем предоставленной его страной Афганистану гуманитарной помощи (474 миллионов долларов в 2021 году). Однако эта сумма меркнет на фоне ущерба, нанесённого «сердцу Азии» геополитическими экспериментами, включая многолетнюю поддержку «моджахедов» и 20-летнюю оккупацию страны в рамках операции «Несокрушимая Свобода», бремя преодоления последствий которой ложится на сопредельные страны.

Андрей Арешев