Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 годов.
История создания "Тяжелый танк КВ-2"
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 55, 40 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. При этом первые образцы танков КВ-2 отличались от серийных машин формой башни и конфигурацией маски орудия. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах: первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная» модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую установку пулемёта ДТ. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
- На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг.(М-10Т) танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.
- Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.
- В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.
- На танке КВ-2, как и на КВ-1, устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. при 2000 об/мин, эксплуатационная мощность 500 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель имел водяное охлаждение — два радиатора общей ёмкостью 60 л. Топливо в дизель подавалось принудительно при помощи топливного насоса НК-1. Ёмкость бензобаков составляла 615 л.
- Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (ферродо по стали), пятиступенчатой коробки перемены передач, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов.
- Ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, трёх обрезиненных поддерживающих катков, направляющего и ведущего колёс (на один борт). Подвеска опорных катков торсионная. Гусеница состояла из 87–90 траков шириной 700 мм.
- На машинах КВ-2 установочной партии, июльского и, возможно, части танков августовского выпуска, устанавливались штампованные опорные катки с внутренней амортизацией, имевшие в диске восемь отверстий, служивших для вентиляции резиновых амортизаторов. В августе 1940 года число отверстий в диске сократилось до шести. В таком виде катки выпускались до июня 1941 года.
- Поддерживающие катки на ленинградских КВ встречаются двух видов: литые, с шестью рёбрами жёсткости, и штампованные, без рёбер. Последние устанавливались на танки с марта 1941 года.
- На танках КВ выпуска 1940 года очиститель ведущего колеса (грязеочиститель) собирался на болтах из двух деталей, что приводило к его поломкам при движении танка по тяжёлым грунтам. В начале 1941 года его конструкцию усилили, и теперь он отливался одной деталью!
Боевое применение КВ-2 началось сразу же после его создания - уже первые опытные образцы были отправлены на финский фронт. 17 февраля два первых КВ-2 убыли на фронт с Кировского завода.
Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательно. Перед нашими войсками высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нашим танкистам, испытывавшим КВ-2, понадобилось лишь пять выстрелов. Пока взламывали надолбы, противник непрерывно обстреливал оба КВ-2 из своего ДОТа. ДОТ этот был вскоре обнаружен экипажем младшего лейтенанта Глушака, а затем двумя выстрелами был полностью разрушен. Когда танк Глушака вышел из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.
Зачастую для немцев уничтожение "КВ-2" было возможно только с привлечением тяжелой полевой артиллерии или в ближнем бою специальными штурмовыми группами. Однако подобраться к танку было непросто: кроме гаубицы, танк "КВ-2" был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре в кормовой стенке башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя), что превращало "КВ-2" в небольшую крепость на гусеницах.
Город Расейняй -танк КВ-2 из 2-й танковой дивизии в одиночку в течение суток сдерживал продвижение 6-й немецкой танковой дивизии. Танк был обездвижен немецкой 105-мм гаубицей (снаряд сорвал гусеницу), но продолжал бой.
Немцы о «монстрах СТАЛИНА»
Вот что написал командир 11 танкового полка Вермахта:
«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка содействуя с группой фон Шекендорфа двинулись по шоссе, обойдя болото. На протяжении всего дня мы сдерживали натиск русских. На удивление, но русским машинам был нипочём огонь нашей артиллерии, калибром вплоть до 105 миллиметров.
Попадания из гаубицы калибра 150 миллиметров тоже не имели успеха. Несмотря ни на что, атаки Pzkpfw.IV, происходившие без заметных остановок, позволили подбить основную часть танков «КВ» и продвинуться на глубину до трёх километров западнее реки Дубиса.
Группа "Раус" удержала позиции, но в полдень, противник предпринял атаку, подведя резервы. Атака произошла на левом фланге в направлении Рассейняй, вследствие чего немецкие войска (65 танковый батальон) отступили. В то же самое время, один из тяжёлых танков русских, заблокировал дорогу, которая связывала нас с группой Раус, вследствие чего связь с группой отсутствовала на протяжении почти полных суток. Чтобы разблокировать дорогу, нами была выдвинута батарея зенитных орудий. Они не показали эффективного боя, как и предыдущие бои с участием 105-мм орудий. Попытки пехотных частей сжечь машину тоже ни к чему не привели — при приближении солдат, из танка открывался сильный пулемётный огонь»
(Здесь немец писал про КВ-1. Но учитывая то, что у них одинаковая база, в случае с КВ-2 результат был бы аналогичным.)
Немецкие же танки в столкновении один на один соперничать с советской машиной не могли (по крайней мере до появления т4 с улучшенным орудием) — лобовая броня не пробивалась, а зайти в борт или корму одиночной машине не представлялось возможным. М-10т прошивала практически любой танк насквозь, не оставляя противнику шансов на спасение. Тут в памяти невольно всплывает воспоминание генерала Рейнгардта:
«Мы стреляли по русскому Колоссу с трёх сторон!Всё было бесполезно, мы долго пытались, но пришлось отступить, чтобы не потерять все силы. Один из Pz.35 нашей группы приблизился к советскому танку, но «Колосс» переехал его, как какую-нибудь кочку! С нашей стороны подвезли пятнадцатисантиметровую гаубицу, выстрелили по нему прямой наводкой. Словно гром грянул с небес, танк, наконец, остановился. Мы уже обрадовались своей победе, как русские снова двинулись вперёд! Пока расчёт перезаряжал орудие, чтобы выстрелить по нему ещё раз, «Колосс» добрался до пушки и раздавил её !»
Хитрая тактика немцев
Для борьбы с русским Колоссом немцы придумали даже специальную тактику — русский танк окружался несколькими (до десятка) танков и бить по самым «мягким» местам на броне и гусеницам, для обездвиживания танка. Но эффективнее всего против бронированного монстра действовали штурмовики и зенитные пушки Flack 88. Танк «Тигр» ещё не был создан, а пехотные группы не могли приблизиться к КВ-2 по причине мощного пулемётного огня — на танк устанавливались три пулемёта ДТ (2 в передней части, 1 в кормовом направлении), которые обеспечивали мощный противопехотный огонь.
Мощные броневые листы башни, из которых сваривалась башня КВ-2 выдерживали попадания немецких снарядов блестяще — на некоторых танках после крупных столкновений насчитывалось до ста попаданий, а «русский Колосс» при этом был на ходу и в боевом состоянии!
Примечателен один факт — все повреждения, нанесённые танкам противника были произведены при помощи бетонобойных или осколочно-фугасных снарядов. С бронебойными снарядами наблюдался большой дефицит, приходилось выкручиваться, чем есть.
Кроме того, в начале войны наблюдался сильный дефицит запасных частей к КВ-2, а также было мало действительно обученных экипажей этих танков. Получалось, что свои экипажи сами же вредили своей технике, хоть и неосознанно. Ну и по нехватке запасных частей, танки просто-напросто бросали, в редких случаях, подрывали свои же. Об этом свидетельствует и запись командира 41ТД Павлова в рапорте от 22.06.1941 года:
«Из всех потерянных танков,только два остались в немецком тылу. Ведя огонь только из пулемётов (снаряды в расположение дивизии не подвезли) они героически сражались, выведя из строя большое количество живой силы противника, а также борясь с орудийными батареями.
31 танк «КВ», оснащённый 152-мм гаубицей, не смог нанести сколько-нибудь серьёзных повреждений танковым силам противника, ввиду того, что к ним не подвезли снарядов. Экипажи не были должным образом обучены, так как танки были получены всего за неделю до войны. Пятнадцать из этих танков получены с неисправностями, один нёс несколько повреждений от противотанкового ружья — отверстия глубиной до 50 мм.»
Всё, что было указано в рапорте Павлова, в конце концов привело к тому, что из боевого применения эти танки начали выводить ещё в 1941 году, часть машин, которые удалось восстановить, были переоборудованы в тягачи или ремонтно-эвакуационные машины. У танков КВ-2, несмотря на явные преимущества, было и много недостатков.
Несколько танков КВ-2 попали и к немцам в качестве трофеев. Немецкие танковые заводы вскорости восстановили трофеи и использовали их в качестве орудий поддержки атакующей пехоты, а также в качестве оборонительных орудий под названием Pz.Kpfw KV II-(754)R. В последний раз эти танки были применены немецкими войсками при обороне Кёнигсберга в 1945 году.
Характеристики КВ-2
Боевая масса, т 52
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт. 240
Размеры
Длина корпуса, мм 6950
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 430
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75
Лоб корпуса (низ), мм/град. 70
Борт корпуса (верх), мм/град. 75
Борт корпуса (низ), мм/град. 70
Корма корпуса (верх), мм/град. 60—75
Корма корпуса (низ), мм/град. 70
Днище, мм 30—40
Крыша корпуса, мм 30—40
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 110
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 1×152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т)
Длина ствола, калибров 24,3
Боекомплект пушки 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
Прицелы телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К
Пулемёты 3×7,62-мм ДТ-29
Боекомплект пулемётов 3087 (49 пулемётных дисков на 63 патрона)
Подвижность
Тип двигателя 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 34
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Запас хода по шоссе, км 250
Запас хода по пересечённой местности, км 150
Тип подвески торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 0,87
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,6