Найти тему
Эльвира Слотина

ПУТЕВЫЕ... Дорогой Михаил Игнатьевич..

"Ну что, малявки, как первый день? Расписание дали?"- выхватывая дневник у моей школьной подружки Надьки Татариновой, засмеялся Лешка, ее старший брат...

"Отдай!"- пытаясь дневник вырвать, закричала Надька, "Отдай, а то маме расскажу!" Лешка не унимался, левой рукой сдерживал сестру, а в вытянутой правой - высоко держал дневник и читал, подтрунивая: "Че тут у нас? Ого, физра! Кто ведет? Виктор Иванович или "графИн, ну-ка"?" "Какой графИн? Там же написано- Подлевских Михаил Игнатьевич!"- крикнула я, не вмешиваясь "в противоборство брата и сестры. "Отдай, сказала!"- Надька "допрыгнула до руки и вырвала дневник- "Свой читай!". "Беее! Жадина-говядина!-Лешка, довольный, направился на кухню. У двери комнаты он развернулся и: "Виктор Иваныч все равно- лучше!". А мы не нашли ничего лучшего, как показать "языки" и хором "промычать" и "скорчить рожи": "Меее! Еще увидим, кто лучше!". Так началось наше постижение- "кто лучше"..

Три года Михаил Игнатьевич поднимался на наш 3 этаж, в кабинет с табличкой "Класс "Б"" и вел за собой на этаж первый, где в нашей кировской 20-ой школе был малый зал. Малый тогда нам казался огромным! Даже несмотря на то, что нас было 35: 22 девчонки и 13 парней. Его только что отремонтировали и слегка чувствовался запах краски. Но все это было- неважно. Мы выстраивались в длиннющую линию: сначала девчата, потом пацаны, "рассчитывались", и - бежали...Гимнастика, "веселые старты", отжимания и приседания на одной ноге "пистолетиком", прыжки через металлическую палку и т.д. и т.п. Участвовали - все. Я не помню, чтобы в то время вообще были те, кто "отлынивал". Какие справки? Вы о чем? Просто нам можно было делать все в своем ритме. Главное- делать. Помню, у меня была единственная "проблема"- прыжки "через козла". Ну боялась я его! Я подбегала на мостик, долго "распрыгивалась" "попой вверх", держась руками за сам снаряд, останавливалась и уходила. Это продолжалось долго. Мне казалось- вечность...И мне было жутко стыдно.. Успокаивало только то, что в этом "страхе"- я была не одинока. А Михал Игнатьич...Михал Игнатьич- смотрел... Смотрел... И, видя наши потуги", "сжалился" и разрешил нам "заскакивать" на снаряд ногами, а потом просто спрыгивать вниз на маты. Половина проблемы- "ушла". "Слава Богу!"- думала я про себя...Но "ощущения полета"- все равно хотелось. Оно - возникло. Попозднее. Просто когда я вновь подбежала на мостик и подпрыгнула, неожиданно оказавшись рядом, Михал Игнатьич схватил меня "за руку" и буквально перенес меня через снаряд. Я благополучно приземлилась на маты. Не упала. Но самое главное- страх- ушел! Как в детской книжке Аллана Маршала "Я умею прыгать через лужи".. Только у меня получилось: "я умею прыгать через "козла". И я очень благодарна своему учителю за это: за вовремя "подставленную руку", "за плечо", за то, что не дал упасть.

В пятом классе, куда нас перевели после третьего (была очередная реформа образования), мы уже сами ходили на физкультуру. А Михал Игнатьич встречал нас в большом зале- на втором этаже. Элементы волейбола и баскетбола из школьной программы как-то в нас- "не зашли", а вот в пионербол- мы стали "резаться" невероятно! Даже турниры выигрывали.

Но самое классное было зимой. Лыжи! Если в начальной школе ты каждый раз в гору тащил из дома- свои, то с 5 класса появлялась - привилегия: мы спускались в подвал школы и брали лыжи там. Лыжи с ботинками, с креплениями, которые не "уедут без тебя", если ты упал. Мечта! Там были даже знаменитые Fisher! А еще- мы научились подбирать для них мазь по погоде. И это тоже было- здорово! Брали лыжи, готовили и- вперед, по Милицейской, на старый ипподром.

Когда я с Надькой Татариновой, Аськой Зубаревой и Машей Владимировой стали посещать лыжную секцию на Зональном, Михал Игнатьич разрешал нам "филонить" и не ходить на физкультуру, если устали на тренировке, которая была три раза в неделю. В этом было- счастье, т.к. ты мог "смотаться" из школы домой раньше всех. Раньше на 2,5 часа! Физкультура же у нас в расписании стояла- последней, вот и повезло!

Когда приходила весна, начиналось, самое трудное- кроссы... Почему - "самое"? Просто школа находилась на горе. На огромной скорости толпой, вслед за Михал Игнатьичем, мы сбегали вниз по Володарского, огибали школьный бассейн, "врывались" во двор и тут начинался настоящий "серпантин". Именно тогда мы "постигали" науку "не сдаваться"... Было- до слез...

Михал Игнатьич тогда открыл секрет: "Ребят, когда бежите- не слушайте никого, никакие окрики, никаких зрителей, просто бегите! И на серпантине главное- не останавливаться, бежать в своем ритме! Если остановитесь- силы уйдут, и вы, поднявшись наверх, не вернетесь в гонку!" И мы- старались...Бежали...Потому что он был- прав, и потому что мы ему верили и доверяли.

А поругались мы с учителем за эти 8 лет- только один раз. Как-то осенью, вернувшись с каникул, в классе 7-ом, девчонки, отрастив себе все, что можно было "отрастить"- отказались носить шорты. Смешно, да? Особенно в наше время, когда, наоборот, все мечтают скинуть одежду. А мы этого- стеснялись. Но мы не объяснили этого педагогу, а просто пришли в спортивных костюмах... И занятия- не было...Мы его сорвали, с юношеским пылом отстаивая свои "женские" права. Через неделю, правда, мы- помирились. И если возникали какие-то проблемы, мы уже обсуждали их совместно..

В девятом классе- ребята по выбору сдавали экзамен по физкультуре. А поступив в 10 класс, мы узнали, что Михал Игнатьич из школы ушел...Куда- никто не знал...Да и не интересовался, наверное...Сейчас сказали бы- "издержки профессии"..

Пару недель назад, такое было настроение, я стала листать старые альбомы с фотографиями, Михал Игнатьевича ни на одном фото- нет... Ни на одном, даже- выпускном...Мы, его ученики, - отправили педагога " в забвение", не звонили и не писали, а ведь он столько в нас вложил: сил, энергии, опыта...Грустно и стыдно...

Я стала копаться в интернете и пару фото все-таки- обнаружила. Жив, слава Богу...Из школы тогда ушел- в Вятский государственный гуманитарный университет..."Перешел" 80 летний рубеж...И т.д. и т.п, как кратко звучит эта "сводка"...Порадовалась тому, какой замечательный на фото...

А потом - до слез...Ведь я забыла слова учителя...Я стала слушать всех и верить всем...Я позволила обвинять себя в том, чего не совершала. Но хуже всего- я на "серпантине"- остановилась...И мало того, что сил не осталось...Я- умерла внутри...А это- конец истории... Занавес