Найти в Дзене
Покупка №6

Рынки B2B. Что это такое и с чем его едят?

Давайте разбираться! Что значит «B2B»? Деловой рынок (B2B, business to business) — это рынок, на котором продаются и покупаются товары, услуги для деловых и бизнес-целей. Например, на нем можно купить сырье, материалы для производства, детали и различные изделия, которые после компания-покупатель использует для создания товара для конечного потребителя. Почему этот рынок так важен? Масштаб на этом рынке очень внушителен, потому что каждый продукт проходит через множество этапов подготовки, производства, перепродажи. В итоге растет и количество продаж на этом рынке, и на данный момент он в несколько раз превышает продажи на потребительских рынках. Поэтому рынок B2B — важный рынок, который требует отдельного внимания у маркетолога. Особенно важным становится изучение типов участников и их поведения на этом рынке. Кто там покупает? Поведение деловых покупателей на B2B рынке может различаться в зависимости от целей их деятельности, мотивации и критериев закупок. Рынки деловых покупателей м

Давайте разбираться!

Что значит «B2B»?

Деловой рынок (B2B, business to business) — это рынок, на котором продаются и покупаются товары, услуги для деловых и бизнес-целей. Например, на нем можно купить сырье, материалы для производства, детали и различные изделия, которые после компания-покупатель использует для создания товара для конечного потребителя.

Почему этот рынок так важен?

Масштаб на этом рынке очень внушителен, потому что каждый продукт проходит через множество этапов подготовки, производства, перепродажи. В итоге растет и количество продаж на этом рынке, и на данный момент он в несколько раз превышает продажи на потребительских рынках. Поэтому рынок B2B — важный рынок, который требует отдельного внимания у маркетолога. Особенно важным становится изучение типов участников и их поведения на этом рынке.

Кто там покупает?

Поведение деловых покупателей на B2B рынке может различаться в зависимости от целей их деятельности, мотивации и критериев закупок. Рынки деловых покупателей можно разделить на четыре основных типа, или сегмента:

1. Коммерческие производители товаров и услуг – крупнейший сегмент делового рынка. Он включает всех людей и компании, приобретающих товары и услуги для ведения прибыльного производства других товаров или услуг. Их главная цель – прибыль, получаемая за счет производства товаров или услуг.

_______________________________________________________________________________

К этой группе относятся индивидуальные предприниматели – производители товаров и услуг (фермеры, ремесленники, юристы, адвокаты, консультанты, художники), а также компании-производители всех отраслей.

_______________________________________________________________________________

2. Перепродавцы – это предприятия оптовой и розничной торговли, покупающие продукты и перепродающие их вновь с целью получения прибыли. За исключением незначительных изменений (расфасовка, упаковка) перепродавцы не меняют физических характеристик продукта.

_______________________________________________________________________________

Например, розничный магазин закупает сахарный песок оптом в больших мешках, расфасовывает его и продает конечным потребителям в пакетах по 1–2 кг, получая прибыль. Такой тип покупателей необходим для доведения многих продуктов до потребителя.

_______________________________________________________________________________

3. Правительственные организации – третий сегмент делового рынка, закупающий для государственных и муниципальных нужд. Он включает органы госуправления федерального (окружного) уровня, уровня субъектов федерации; местные органы управления. Основной мотивацией для сектора госзакупок является обеспечение общественных благ, таких как образование, здравоохранение, оборона, наука, культура.

_______________________________________________________________________________

Так, например, по заказу Минэкономразвития РФ ряд российских вузов несколько лет реализует Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Важно, что правительственные организации обязаны проводить закупки на основе конкурсных процедур, тендеров.

_______________________________________________________________________________

4. Неприбыльные организации. Да, на рынке B2B есть покупатели, которые не преследуют цели получить прибыль с товара или услуги. Это школы, колледжи и университеты, медицинские центры и больницы, музеи, театры, церкви, общественные организации. Государственные неприбыльные организации часто ограничены в закупочном поведении нормами (по объему, структуре, срокам, процедурам закупок), установленными для них органами государственного управления. Кроме того, их бюджеты невелики в сравнении с бюджетами коммерческих организаций. Тем не менее, они могут быть важны для развития и расширения бизнеса.

Друзья, а вы совершаете покупки на деловых рынках?