Найти тему
Чтец смыслов

Святая вера в Бога делает для человека и закат его дней светлым и ясным

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского.

Любовь, смирение, терпение и милосердие к ближнему – всеми этими качествами обладал священномученик Августин. Имея высокий сан, он смирялся перед каждым, даже перед нищим. Имея возможность, даже в те годы, как-то устроить свою жизнь материально, хотя бы с бóльшими удобствами, он не имел ничего, кроме одежды на себе, и ту по усмотрению других. Имея возможность питаться хотя и постной, но изысканной пищей, он выбирал самое скромное и простое, и в
малом количестве. Он был монах от первых дней пострига и благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнование близких о его скорбной участи он всегда спокойно и благодушно отвечал: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом».

Преосвященный Августин был арестован в сентябре 1937 года. На допросах держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. 23 ноября 1937 года по приговору Тройки НКВД архиепископ Августин был расстрелян и погребён в общей безвестной могиле.

Сохранилось литературно-богословское наследие священномученика Августина (Беляева). Ниже приводятся отрывки из его курсового сочинения в бытность студентом Казанской духовной академии на тему «Значение религии в деле воспитания».

«Только при живом богосознании в человеке его самопожертвование не обесценивает его личность, и в то же время только это живое богосознание и может быть стимулом его деятельности на пользу и благо других людей.

Религиозная вера – это лучший охранитель каждого человека в жизни, это лучший его спутник во всяком возрасте от колыбели до гроба. Счастлив человек, если спасительное чувство веры укоренилось в нём твёрдо – с детства; оно никогда в нём не ослабеет, сколько бы светское общество своим неверием и легкомыслием, своей дикой силой разврата и лжи ни пытался заглушить или истребить в нём эту святую силу.

Юному возрасту в особенности свойственны различные заблуждения. Живое чувство физической силы и крепости, естественная подвижность и горячность чувства, прелесть молодости, которая обещает ему множество наслаждений в мире,- всё это влечёт его к тому, чтобы наслаждаться весной своей свежей жизни. <…> Но естественная горячность юной души может увлечь человека к злоупотреблению своей свободой – тогда святая вера с Божественной важностью внушает ему, что истинная свобода состоит в том, чтобы он управлял самим собой и исполнял святые законы истины и добра из благоговения к Богу, из любви к Искупителю, сознавая своё высшее, вечное назначение. Не имея необходимой для жизни опытности, не имея надлежащего понятия о коварстве людей и о заблуждениях своего собственного сердца, не всегда сопровождаемый верным и опытным другом, юноша вступает в свет, который тотчас же старается окружить его сетями соблазна и искушений. Но если он воспитан в религиозном духе и в правилах благочестия, то, несомненно, избежит опасности попасть в эти сети.<…>

Но вот отлетает весна жизни, из молодого цветка развивается зрелый плод; наступает более важная пора жизни – пора трудной и тяжёлой деятельности на благо ближних на широком поприще гражданской жизни, деятельности, не всегда оцениваемой людьми по заслугам. Но и теперь, когда силы человека уже убывают, когда <… > открывается, что люди не так добры, не так верны, не так преданы истине, <…> когда ввиду этого ревность к добру охлаждается, когда им начинает овладевать беспечность и своекорыстие, - и теперь опять является на помощь человеку святая вера. <…> Она наполняет душу предчувствием небесных радостей и поддерживает в ней силу святого благочестия для борьбы с ленью и пороком, с коварством и хитростью людей, с увлечениями и приманками преступных наслаждений мира.

Святая вера в Бога делает для человека и закат его дней, полный обычно скорбей, различных огорчений и разочарований, светлым и ясным. <…> Под влиянием религиозной веры старец смотрит на все явления в человеческом мире, как на добрые, так и на дурные, с непоколебимой мыслью, что добро никогда не исчезнет в человеческом роде, что истина, справедливость и добродетель, несмотря на всевозможные колебания, всегда одержат верх в жизни человеческого рода».

Из книги: Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. М., 2020.

Житие священномученика Августина (Беляева) читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви". www.fond.ru