Большинство школьников не любят уроки литературы. Во-первых, учитель заставляет читать книги. Много книг. Во-вторых, книги выбирает очень скучные. В-третьих, постоянно устраивает допрос о героях произведений, основной идее, писателях. В-четвертых, приходится писать сочинения и изложения.
Это мнение об уроках языка и литературы американских школьников из класса со статусом «ОО» (особо отстающие). Его поддержат ученики во многих школам мира.
С ним не согласятся учителя. Особенно такие, как Сильвия Баррет. Именно ей достался класс «особо отстающих». Молодая учительница только пришла в школу. Она пытается понять своих учеников. И ставит в классе ящик пожеланий, в котором любой может оставить записку со своим мнением, вопросом, поделиться проблемой.
Ящик пользуется популярностью. Послания в нем, в основном, подписаны псевдонимами.
Давайте заглянем в некоторые из них:
«Учителя губят Америку».
Ноль.
«Если я учителю пожертвую свою букву «М», получится «Мучитель».
Ура-Вей.
Вместе с критикой учителей встречается критика школьной программы:
«…задавайте более новые книги или перепишите «Одиссею», чтобы там были и более современные события».
Неудачник
«Преподавайте более интересные книги с надеждами на хорошее. Как в «Пигмалионе и Галатее» статуя стала человечной для женитьбы».
Любитель счастливых концов.
Настоящим открытием стал для меня факт изучения творчества графа Л.Н. Толстого в американской средней школе. Впрочем, объем его произведений наводит уныние и там:
«Еще книга, не доставившая мне особенного удовольствия, – это «Война и мир» м-ра Толстого. Она слишком длинная, чтобы ее можно было прочесть, и в ней слишком много героев с похожими фамилиями…»
Лу Мартин
Сильвия Баррет на своих уроках говорила о Древней Греции, читала стихи, знакомила с Шекспиром. Она узнавала своих учеников и старалась научить их верить в себя, понимать прочитанное. Ей удалось самое главное: показать, что так называемые скучные книги на самом деле говорят о нас, наших проблемах и умении преодолевать их.
Наградой в конце года стали письма с подобным содержанием:
«Если не сил, то и небеса не помогут – очень правильная мысль, и я ею пользуюсь в жизни. Это показывает, что ваши уроки влезли в голову, а не только по ней барабанили».
Эндрью Альварес (Подписывался - Аноним)
Первый семестр подходил к завершению. Неотвратимо приближались экзамены. Сильвия попросила учеников в письменной работе высказать свое отношение к отметкам.
Вот что из этого получилось:
«Я написал одно и то же сочинение для двух разных учителей в прошлом семестре, один поставил мне 91, а другой – 72. Поди разберись».
«Экзамены – больше цифры на бумаге, чем знание ученика».
Мистер Икс
«У меня плохие отметки потому, что учителя всегда вызывают меня, когда я не знаю, и никогда – когда я выучил урок».
Разочарованный
Путь от полного неприятия до начинающегося доверия занял полгода. В ящике пожеланий появлялось все больше записок с настоящими именами. Изложения становились длиннее и серьезнее. Впрочем, исключения все же встречались:
«В конце концов они отправились на остров Солнца и съели всю солнечную скотину».
(Лу Мартин так описывает странствия Одиссея)
Ну не будем слишком придирчивы. В конце концов, не так уж неправ Подросток:
«Буквы алфавита, вместе взятые, составляют всю литературу».