На судьбе этого человека отразились все бурные события конца XIX начала XX века, а простой перечень его деятельности поражает своими крайностями. Учитель, оперный певец, священник, ответственный работник губернских органов Советской власти - и это все о нем.
Самой судьбой Василию Островидову был уготован путь в церковнослужители, хотя бы по той причине, что он родился в 1864 году в семье приходского дьячка. Подростком его отдали в Камышинское духовное училище, где он изучил основы Закона Божия и богослужения, а вслед за этим был направлен послушником в один из монастырей. Что-то не заладилось у него с монашеской братией и, покинув монастырь, молодой Василий Островидов стал зарабатывать уроками, где среди сельских жителей, где среди арестантов. Пришлось потрудиться и обычным конторщиком на речной пристани.
С возрастом у него сформировался красивый голос - бас - и он попал в церковный хор при Саратовском кафедральном соборе, а затем в Московское музыкально-драматическое училище, где более четырех лет обучался пению по классу профессора С.М. Бижевича, успевая при этом петь в оперетте М. Леонтовича и в церковном хоре Архангельского собора в Московском кремле.
Василий Тассин - под этим именем взыскательнаяя оперная публика Российской империи узнала молодого талантливого оперного певца, обладателя густого, ровного, "бархатистого" баса.
В конце XIX века он прошел обучение в Милане, после чего с успехом выступил в партиях Дона Базилио в “Севильском цирюльнике”, Мефистофеля в “Фаусте” и др. Репертуар Тассина насчитывал более 60 оперных партий, а в свои камерные концерты он включал романсы Шуберта, Рубинштейна и других композиторов. Сам Н. Римский-Корсаков подарил знаменитому певцу свой портрет с надписью: “Единственному Деду Морозу от автора «Снегурочки»”.
Казалось бы Василию Андреевичу уготована дорога к вершинам оперного мастерства, но внутренний конфликт с окружающим миром привел к тому, что он оставил сцену и вступил в духовное ведомство. Для своей церковной службы Островидов избрал далекий Владивосток, где в городском соборе зазвучал его протодиаконский бас. Однако он не ограничил себя стенами храма, он поставил цель утвердить свои жизненные идеалы через служение Богу и простому народу, от которого он себя не отделял и которому искренне сочувствовал.
В начале Первой Мировой войны Василий Андреевич перебирается в Херсонскую епархию и получает место протодиакона при Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе.
В 1917 году он отправляется на фронт в качестве полкового священника 245-й Бердянского пехотного полка. Домой кавалер Георгиевского креста IV степени вернется в 1919 году.
В. Островидов остался верен себе и после Октябрьской революции, которую он принял, чем вызвал отрицательное отношение к себе тогдашнего духовенства. Желание сделать больше для бедствующего по его мысли трудящегося народа, привело отца Василия в Губернский лесной комитет, где он предложил свои услуги в деле организации лесозаготовок для проведения успешного отопительного сезона в Одессе.
Получив мандат работника комитета и подробные инструкции, “товарищ священник” Островидов был направлен для обеспечения лесозаготовок на север губернии, в район города Балта. Так из обычного приходского священника он преобразился в советского работника – по тому времени случай совершенно необычный. Владея прекрасными ораторскими способностями, отец Василий развернул на селе широкую просветительную кампанию. Везде, где он появлялся, в первую очередь созывался сход с участием служителей всех религий и мирян. В своих речах Василий Островидов стремился донести до каждого выгоды и преимущества отделения церкви от государства, важность добровольной работы селян по заготовке дров для горожан. При этом он обязательно служил службу во всех сельских храмах и каждый раз завершал свою проповедь призывом к селянам оказывать всяческую помощь советской власти.
Весной 1921 года он опять командируется в Балтский уезд. В селе Обжилое, где располагался красноармейский продотряд, он отслужил свою последнюю вечерню и остался переночевать. Налетевшая на село банда атамана Заболотного в первую очередь разыскала "переодетого коммуниста".
Тело порубленного шашками священника-революционера отвезли в Балту, где местное духовенство совместно с советскими работниками отдали ему последние почести. Спустя месяц, по просьбе семьи, его прах был доставлен в Одессу, где и был захоронен на 1-м Христианском кладбище.
“Красный священник! Слуга революции! Борец и герой трудового фронта!” - такие необычные эпитеты звучали в мае 1921 года при проводах в последний путь Василия Андреевича Островидова. То был редчайший случай, когда над могилой православного священника одновременно трепетали церковные хоругви и развивались красные знамена; когда слова прощания скорбно звучали из уст маститых духовных лиц и пафосно звонко чеканились партийными работниками новой советской власти.
(материалы и фото: odessa-memory.info,porto-fr.odessa.ua)