Школьники и студенты часто делают конспекты, к которым потом даже не возвращаются. Причин этому много: непонятные записи, плохо структурированная информация. Из-за этого кажется, что конспекты — бесполезная трата времени, ведь при их написании и перечитывании ничего не запоминается!
У нас есть несколько советов, как сделать так, чтобы конспекты стали более читабельными и эффективными. Мы собрали их в этой статье.
1. Пишите конспекты от руки
Так подключаются сразу три вида памяти: сенсорная, образная и словесно-логическая. Происходит это так:
1. Перед тем, как записать предложение, вы мысленно его проговариваете.
2. После вы его записываете, точно так же проговаривая.
3. Предложение записано, и теперь вы неосознанно помните, в каком месте оно находится и какой информацией окружено.
Так информация запоминается лучше — это доказали исследования Пристонского университета.
2. Работайте с материалом, а не просто записывайте
В идеале конспект — не просто краткая запись параграфа или лекции. Предлагаем разделить работу над конспектом на этапы:
1. Пробегитесь по тексту глазами, хотя бы по диагонали. Тут главное понять, какие есть разделы, и прикинуть, как вы будете их структурировать.
2. Посмотрите вопросы, которые даны в конце материала. Они помогут понять, на что вам нужно обращать наибольшее внимание. Хорошо держать эти вопросы перед глазами, чтобы во время конспектирования сразу находить на них ответы.
3. Сделайте сам конспект. В случае с конспектами сестра таланта — не только краткость, но и структурирование, схемы и таблицы.
4. Ответьте на вопросы в конце материала.
3. Структурируйте информацию
Один из этапов конспектирования — знакомство с текстом, необходимое для того, чтобы понять, как его структурировать. В этот момент вы выделяете важные элементы и думаете, как их можно «упаковать».
Несколько советов, как структурировать информацию:
1. Заголовки — обязательно заметные, но оформленные в едином стиле.
2. Не используйте больше 2−3 цветов в конспекте. Развеем распространенный миф: выделения не слишком помогают что-то лучше запоминать.
3. Если стоит выбор между нумерованным списком и таблицей, лучше сделать таблицу. Список делайте в том случае, если в нём будет не больше 5 коротких пунктов.
4. Выделяйте цветом только действительно важное: например, не определение целиком, а только сам термин.
4. Повторяйте материал
Если повторять материал, потом его не придется учить с нуля. А это бешеная экономия времени и ваших нервов в пору экзаменов.
Со временем информация забывается. Через месяц мы помним от силы 15%, поэтому важно все повторять. И не только через день-два, но и через месяц после прохождения темы.
Поэтому предлагаем схему, по которой хорошо повторять материал:
1. Сразу после конспектирования ответьте на вопросы в конце параграфа/лекции. Если их нет — составьте самостоятельно или попросите педагога. Если есть возможность прорешать несколько заданий по теме — сделайте это.
2. Повторите материал и на следующий день. Можно по этим же вопросам, можно с помощью заданий по теме.
3. Повторяйте, постепенно увеличивая интервал. Следующее повторение будет через неделю, потом через месяц.
Повторять можно по-разному. Посмотрите на рисунок ниже: он показывает, как разные виды повторения влияют на запоминаемость материала.
5. Попробуйте разные методы ведения конспектов
Кратко расскажем о нескольких способах ведения конспектов:
1. Майнд-карты — это представление информации в виде древовидных таблиц. Подойдет далеко не для всего, но очень хорошо работает, когда нужно показать иерархические отношения между понятиями.
2. Способ Корнелла. Нужно разделить тетрадь на две колонки. Левая — самая узкая, в ней записываете основные понятия. Правая — широкая, так как там будет расшифровка понятий из левого блока. А конец конспекта нужно отделить линией. Под ней в течение суток нужно сделать вывод: выписать главную мысль, подытожить весь конспект.
3. Метод предложения. Это почти как обычный конспект, только каждое предложение нумеруется и записывается с новой строчки. Это поможет сжать конспект и записать только самое важное.
4. Метод отступов. Суть — писать от общего к частному. Нужно выделить несколько (4−6, не больше) ключевых мыслей и выписать их, а потом пояснить каждую.
Эти методы можно «миксовать» в рамках одного конспекта или изменять так, как удобно. Главное — не «растекаться мыслию по древу» и записывать самое важное. А еще — структурировать информацию и не забывать о ее повторении.