Найти тему
Четыре Семерки

Rush.2112. Первый настоящий Rush?

Оглавление

Я уже писал об этом альбоме статью, вот только тогда меня занесло в немного другую степь, и текст получился скорее аналитический, где разбирался вопрос о музыкальной философии Rush. Я не разбирал подробно в той заметке сам альбом, а оно, определенно, того стоит.

Так что попробую сделать это в отдельной статье.

Rush 2112
Rush 2112

2112 стал четвертым по счету релизом группы и вышел 1 апреля 1976 года на лейбле Anthem Records. Музыканты начали работу над материалом будущего альбома по ходу турне в поддержку предыдущего альбома группы Caress of Steel...который был принят в то время публикой не слишком хорошо. Идеи отшлифовывались в гримерках перед концертами, в гостиничным номерах...то есть прямо в дороге. Барабанщик Нил Пирт написал большую часть текстов, которые в свою очередь задали основное направление для Лайфсона и Ли в работе над музыкой. Часто Ли и Лайфсон обменивались идеями просто играя на акустических гитарах, иногда использовался портативный усилитель Pignose. У музыкантов была идея использовать как можно меньше студийных наложений, чтобы музыку было возможно воспроизвести на сцене близко к студийному варианту. Любопытно, что Overture, с которой начинается пластинка была сделана самой последней. Всего работа над диском заняла примерно шесть месяцев.

2112

Вся первая сторона пластинки занята легендарной 2112, рок - сюитой, которая состоит из семи частей, связанных общим сюжетом. Сюжетная линия частично позаимствована Нилом Пиртом у писательницы Айн Рэнд( псевдоним Алисы Розенбаум, американский автор российского происхождения, эмигрировала из Советской России в 1926 году). Айн Рэнд - автор антиутопии "Гимн", откуда Пирт и позаимствовал отдельные идеи.

Действие происходит в далеком будущем, в 2112 году. "Индивидуализм и творчество объявлены вне закона, а население контролируется кликой злобных священников, проживающих в храмах Сиринкса»(с) Межгалактическая война привела к тому, что все обитаемые планеты силой присоединены к так называемой Солнечной Федерации, символом которой является...Красная Звезда. В общем...вполне в духе идущей тогда Холодной Войны...намек с красной звездой весьма недвусмысленный. Если взять источник вдохновения Нила Пирта, книгу Айн Рэнд ...и заглянуть хотя бы на первые страницы, то там мы найдем такие же "анти - тоталитарные" пассажи...

"Мы сознаем свою порочность и не сопротивляемся ей — и это источник нашего изумления и тайного страха.

Мы стараемся быть похожими на братьев — все люди должны быть похожими. На мраморных воротах Дворца Мирового Совета высечены слова, которые мы повторяем про себя всякий раз, когда нас одолевает искушение:

"Мы во всем, и все в нас. Нет людей, есть только великое Мы. Единственное, неделимое, вечное".

"Мы повторяем эти слова снова и снова, но это не помогает. Эти слова высечены давно. Буквы и желтые прожилки в мраморе покрылись зеленой плесенью, возраст которой уже никто не способен определить. Эти слова — правда, потому что написаны они на Дворце Мира и Мирового Совета — символе нашей веры.

Так было всегда, со времен Великого Воскресения и даже до него. Так давно, что никто не может этого помнить. И мы никогда не должны говорить о том, что было до него, под страхом заключения в Исправительный Дворец."(с) Айн Рэнд, "Гимн"

1. Overture 00 - 4:33

Первая часть сюиты - своего рода вступительное слово графического дизайнера и музыканта Хью Сайма, которая исполнена на синтезаторе ARP Odyssey с использованием педали задержки Echoplex. Первая и последняя части 2112 - Overture и Grande Final являются инструментальными. Overture считается аллюзией на "Увертюру 1812 год" П.И. Чайковского. Так указывается в некоторых источниках, во всяком случае. Я из любопытства нашел эту увертюру, чтобы сравнить...

Достаточно сложно сходу найти что-то общее. Должен заметить, что независимо от мой привязанности к Rush заслушался классикой. Эпично и красиво.

2. Temples of Syrinx 4:33 - 6:45

Эта часть считается самой забойной и хитовой среди составляющих 2112. В мире 2112 года искусство, творчество и ,что логично - музыка, как часть искусства, находятся под запретом. Миром правят священники храмов Сиринкса, которые сами в свою очередь подчиняются приказам гигантских банков компьютеров внутри храмов.

Даже самые преданные фанаты Rush отнюдь не всегда в восторге от голоса Гедди Ли. Очень уж специфический у него вокал, не всем по вкусу. Так вот. Temples of Syrinx ему, на мой взгляд, определенно удалась. Очень круто звучит в студийной версии, где Ли удалось избежать неприятных для слуха модуляций голоса, и спеть её с нужным драйвом. Overture/Temples of Syrinx неоднократно исполнялась на концертах в течение всей карьеры Rush.

Как пример - часть живого исполнения из тура в поддержку альбома Snakes and Arrows 2007 года. Голос у Гедди Ли тут уже не тот, что был в 70-ые....но шоу!

3. Discovery 6:45 — 10:14

Музыку к этой части полностью написал Алекс Лайфсон. По сюжету неизвестный человек находит разбитую гитару и пытается на ней играть. Тут Лайфсон мастерски изобразил старания новичка, никогда не игравшего на инструменте.Человек, впервые взявший в руки гитару пытается извлечь какие-то гармоничные звуки. Тут надо было пройти по лезвию ножа, оставаясь профессионалом, в короткой пьесе пройти путь от имитации расстроенного инструмента до очень красивого этюда, в который превращаются эти неловкие потуги со временем. Действие происходит на фоне льющейся воды и шума дождя. В конце концов Лайфсон играет уже отнюдь не как новичок, впервые взявший в руки гитару, а с ним - и герой сюжета, который уже сполна оценил ту силу, которая заключена в найденном музыкальном инструменте.

Это очень знаковая, если не центральная по смыслу, часть 2112, которую многие считают скучной, а музыканты часто исключали её из концертных шоу, видимо потому, что она недостаточно динамична.

4. Presentation 10:14—13:56

Discovery довольно резко переходит в следующую часть - Presentation. Человек приходит к жрецам храма Сиринкса и приносит гитару. Жрецы, однако, отнеслись к инструменту более чем прохладно. "Мы об этом знаем, в этом нет ничего нового; это просто пустая трата времени"(с) После гневной отповеди от жрецов человек изгоняется из храма, а гитару священники уничтожают. В этом месте динамика Presentation достигает пиковой точки - Алекс Лайфсон играет чумовейшее гитарное соло!

5. Oracle: The Dream 13:56—15:56

Тут мы погружаемся в мечты изгнанника о новой планете, не входящей в Солнечную Федерацию, где царит гармония и живут творческие люди. Начинается она довольно лирично, но заканчивается с большим воодушевлением. Кажется, красивая мечта в полной мере захватила душу изгнанника.

6. Soliloquy 15:56—18:17

Человек просыпается под шум дождя, в крайне подавленном состоянии...воодушевляющий сон...это всего лишь сон. Наступает осознание, что выдуманная планета с творческими людьми - недосягаемая мечта в текущей реальности. Эта часть заканчивается полным отчаянием главного героя , который в итоге приходит к решению свести счеты с жизнью.

7. Grand Finale 18:17—20:33

Грандиозное и динамичное завершение сюиты, с первых секунд Grand Finale есть предчувствие - что-то будет! Так и есть...По сюжету начинается новая межпланетная война, насколько можно понять - власть священников свергнута. Скоростной хард - энд - хеви как нельзя лучше передает суть происходящего. В конце мы слышим мощное крещендо...и обвал и хаос, которые сопровождают любую революцию! Механический голос пробирает до мурашек: "Внимание всем жителям Солнечной Федерации!!!" - "Мы захватили контроль!"

Не совсем в моих правилах добавлять в статьи не слишком качественное видео, но тут я сделаю исключение для любительской сьемки. Такая запись хорошо передает атмосферу живого выступления...тем более - из зала. Grand Finale часто завершала шоу Rush, и это всегда было очень эффектно!

Что особенно отличает музыку Rush - её очевидная живописность, кто-то даже выразился так - "кинематографичность". Действительно, музыка очень хорошо передает образы, словно ты смотришь красочное фантастическое кино.

В целом, конечно, сюжет 2112 здорово отдает романтизмом, идеализмом и даже наивностью. По сравнению с предыдущим альбомом музыканты сделали нечто, более динамичное и более простое для восприятия молодой аудитории. Тем не менее альбом 2112 на ура слушается и спустя несколько десятилетий после выхода. Это все равно, что в пятнадцатый раз перечитывать Станислава Лэма или Айзека Азимова - не надоедает, и всякий раз что-то еще интересное находишь.

А что на второй стороне?

Вторую сторону диска, такое ощущение, что некоторая часть меломанов не слушает или слушает не так часто. Гоняют кругами 2112 - настолько она крутая! Признаться честно, сам когда -то так делал...

А вообще на второй стороне записаны отличные вещи, начиная с первой - A Passage to Bangkok. Лайсфон считал, что вторая сторона должна быть "легче и веселее". Тем не менее тут крепкий и далеко не тривиальный хард-рок. Гедди Ли сказал, что A Passage to Bangkok это песня - "путешествие по всем местам мира, где растет лучшая трава". Понимайте, как хотите! В треке упоминаются такие города, как Катманду, Бангкок, Богота, Акапулько...и такие страны как Непал и Марокко.

The Twilight Zone по настроению мне чем-то напомнила Fontain of Lamnet, то же странствующее и отстраненное настроение. Музыканты были большими поклонниками сериала The Twilight Zone. Трек основан на рассказах его ведущего Рода Серлинга.

Lessons - композиция в которой хорошо чередуются акустическая и забойная части, причем каждая из них звучит весьма динамично. Песня полностью написана Алексом Лайфсоном.

Tears - шедевральная баллада, из-за которой точно стоит перевернуть пластинку и отвлечься от заглавной 2112. Чрезвычайно мягкая, романтичная и красивая вещь.

Завершает пластинку Something for Nothing, всю музыку для которой написал Гедди Ли. Вот что сказал Нил Пирт касательно этого трека:

«Все эти хвалебные гимны американскому беспокойству и американской дороге несли оттенок тоски, признание невзгод бродячей жизни. Представление о том, что страсть к странствиям может быть непроизвольной, что это может быть изгнанем в такой же степени, как и свободой. И действительно , должно быть понимание того, что свобода не бесплатна.

В середине 1970-х группа ехала на концерт в центре Лос-Анджелеса, в Shrine Auditorium , и я заметил несколько граффити на стене: «Свобода не бесплатна». И я адаптировал это для песни к альбому 2112."(с)

Другие интересные моменты

 Rush
Rush

  • Музыканты до последнего избегали показывать записи песен Рэю Денниелсу, менеджеру группы, чтобы избежать ненужного давления и возможных размолвок из-за сложного характера написанного материала. Напомню, что группа тогда находилась в подвешенном состоянии после малоуспешного предыдущего диска, и их контракт с международным лейблом Mercury был под вопросом.
  • Лайфсон играет на Gibson ES-335 1968 года для большинства партий электрогитары, иногда использовалась Gibson Les Paul Standart. Для акустических фрагментов были использованы 12-ти струнная Gibson B-45 и шестиструнная Gibson Dove. В качестве усиления были задействованы Fender Super Reverb и Twin Reverb. Гедди Ли играет на басу Rickenbacker 4001 со стереовыходом.
  • Для получения мерцающей звезды на обложке 2112 не пришлось прибегать к особым хитростям фотосьемки: это фотография звезды, покрытой красным гелем и погруженной в воду в специально построенном аквариуме из перспекса размером 30x20x5 дюймов.
  • Альбом был записан в течение четырех недель, начиная с февраля 1976 го года. Продюсером пластинки, как всех первых 11-ти альбомов Rush был Терри Браун.
  • Запись проходила в Toronto Sound Studios, в процессе использовалась 24 -четырехдорожечная студия марки Studer.
  • Алекс Лайфсон позже заметил, что 2112 был первым альбомом, который действительно звучал как Rush. Значит, именно на этой пластинке музыканты нашли свое собственное звучание? Похоже на то.

Альбом 2112 стал точкой, с которой началось крутое восхождение Rush, когда они из просто хорошей группы за несколько лет превратились в настоящих рок-гигантов, и одну из самых авторитетных команд в своем жанре.

Если появится еще какая-либо интересная информация об этом альбоме, то я с удовольствием еще раз вернусь к этой на самом деле выдающейся пластинке.

А пока на сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

#rush #2112 #hard rock #progressive rock