После последней лунной экспедиции в рамках миссии «Аполлон» прошло почти полвека. И широкая публика всё чаще задаёт вопросы: «А были ли вообще эти лунные экспедиции, не отсняты ли всё до единой миссии в павильонах Голливуда?» Да, и кстати, этот вопрос вам ничего не напоминает? Хотя бы в рамках недавнего строительства Крымского моста…
Но если серьёзно, самыми главными аргументами у скептиков выступали всегда два:
- Путь от Земли до Луны пролегает вне защиты радиационных поясов нашей планеты, и астронавты получили бы смертельную дозу радиации.
- Что же это они летали-летали, а потом нормальную ракету построить не могли и закупали двигатели РД-180 у нас, сначала у Союза, а потом у РФ?
По первому вопросу ответ простой: «солнечный ветер», постоянно несущийся от Солнца во всех направлениях, состоит в основном из свободных электронов (бета-частицы, образующиеся при всех видах ядерного распада), и ядер гелия, которые синтезируются из водорода в недрах центральной звезды нашей системы. То есть из альфа-частиц. А защитой от этих поражающих факторов может послужить и лист бумаги (в случае с альфа-частицами) или не такая уж и толстая ткань скафандра, как в случае с бета-распадом.
Опасность могли представлять лишь тяжёлые протоны, разогнанные до космических скоростей, и вызываемое ими вторичное гамма-излучение – но в общей доле радиации их количество, особенно в период затишья солнечной активности, пренебрежительно мало. А миссии «Аполлона» как раз пришлись на такой безопасный период.
Второе «обвинение» более серьёзное и намекает на некую несостыковку экономических и научно-технических возможностей такой страны, как США, в создании лунных ракет. Но критики возможностей Штатов упускают из виду такой фактор, как политическую составляющую. Забывают или закрывают глаза на общий политический контекст космической гонки тех лет между США и СССР. Как и о том, что развязанная в 1946 году «холодная война» Запада против самого существования социалистического блока, в 60-е и 70-е никуда не делась.
Все 50-е годы Советский Союз восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство. Нужно понимать, что разработанный разбогатевшими на войне США «план Маршалла» с его миллиардными вливаниями денег в экономики стран Западной Европы нашей стране предложен не был – в силу идеологических разногласий. Нам всё приходилось делать своими силами. Поэтому были выделены приоритетные направления развития, и они дали блестящие результаты: на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, а потом и первый запущенный в космос космонавт ясно обозначили возможности советской системы в научно-технических прорывах.
Так что разговоры о полёте на Луну как ответ на советский космический вызов велись в Штатах уже давно. Президент Кеннеди в 1961 год лишь оформил это пожелание в конкретную программу выделением необходимых средств. Была поставлена задача: создать тяжёлый ракетоноситель, способный вывести на околоземную орбиту массу груза около 150 тонн. Так что когда был создан «Сатурн-5» с его возможностью доставить астронавтов на естественный спутник Земли, а потом вернуть обратно, все эти задачи были ему по плечу.
СССР в 60-годы и 70-е успешно исследовал Луну с помощью автоматических станций, но все в руководстве страны понимали, что нужен адекватный пилотируемый ответ. Пусть даже будем вторыми, но научно-технические возможности должны быть продемонстрированы! И параллельно с американцами в Союзе велась работа над созданием тяжёлого ракетоносителя Н-1 с его возможностью сначала лунного облёта, а потом посадки на Луну и возвращения с неё.
Но американцы опередили, и до 1972 года состоялось 6 лунных миссий «Аполлон». А потом президентом стал Р. Никсон, который изменил приоритеты в космической программе, сделав основную ставку на создание и эксплуатацию многоразовых «Шаттлов» и долговременной орбитальной станции. Первая часть программы с «челноками» получилась. Вторая как-то не заладилась и была отодвинута на второй план. И это притом, что технические возможности «Шаттлов» были рассчитаны именно для работы на низкой околоземной орбите, как раз в зоне работы орбитальных станций.
В СССР же, после серьёзных аварий ракетоносителя Н-1 и свёртывания лунной программы не очень активно шли работы над созданием своего «челнока», зато целая серия орбитальных станций от «Салютов» до «Мира» была создана, успешно работала и внесла неоценимый вклад в науку и развитие технологий. А многоразовый челнок был-таки создан и совершил в 1988 году полностью автоматический полёт. Первый и единственный.
А потом в руководство страны пришли «гарвардские и йельские мальчики», которые свернули вообще всё, но это уже совсем другая история.