Директор по развитию Федерации гандбола России рассказала о требованиях к аренам, принимающим чемпионат Европы, и дальнейших шагах по организации домашнего турнира.
Москва и Питер, приготовиться! Женскому чемпионату Европы-2026 в России — быть!
Лиса, жираф и "Сапсан". Что думают российские гандболистки о ЧЕ-2026 в Москве и Санкт-Петербурге?
— Были ли сомнения перед конгрессом, что-то могло пойти не так?
— Все прошло, как планировали. Успокаивало, что у нас нет конкурентов, заявка была единственной. Конгресс носил, скорее, номинальный характер: нужно было соблюсти формальности, подписать документы.
— C чем связано такое малое количество заявок на проведение чемпионатов Европы-2026 и -2028? Принимающей стороне выгодно брать на себя обязательства по организации?
— Не знаю, как в других странах Европы, но у нас организация спортивных событий в принципе не может быть прибыльной. Понятно, что здесь очень большая расходная составляющая.
На самом деле заявок на первых этапах было больше. На следующих стадиях кто-то не предоставил определенные документы, кто-то передумал, какие-то страны объединились. Например, Швейцария, Испания и Португалия вместе примут мужской чемпионат Европы-2028. Нельзя сказать, что именно сейчас было мало заявок, просто ситуация изменилась с течением времени.
— Изначально в российской заявке присутствовали четыре арены. Почему новый Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой не прошел инспекцию ЕГФ?
— Этот зал не то чтобы не понравился проверяющим. Там было несколько нюансов, решения по которым мы не нашли. Главным оказалось то, что арена не приспособлена для соревнований такого уровня по игровым видам спорта. То есть там можно провести один матч, но не целый турнир.
Например, для арен чемпионата Европы есть минимальное условие — четыре больших раздевалки для каждой команды отдельной группы. Таких комнат в спорткомплексе просто нет.
В целом арена всем очень понравилась. И дизайн, и архитектурное решение. Мы видим, что площадка регулярно используется в других видах спорта, но конкретно под параметры нашего чемпионата она не подошла.
— В теории реально провести весь турнир на трех площадках?
— Это реально, но пока мы склоняемся к варианту с поиском четвертой. Так будет удобнее распланировать матчи. Рассматриваем это как основную опцию.
— Сергей Шишкарев рассказал о возможности ввода в эксплуатацию Дома гандбола в Москве к концу 2025 года. На каком этапе сейчас находится проект?
— Точно не скажу, так как не вхожу в рабочую группу по этому вопросу. Знаю, что работа идет, но мы не включали Дом гандбола в заявку на чемпионат. Это обусловлено тем, что пока нет четкого понимания по срокам окончания строительства. Если спорткомплекс возведут к Евро, возможно, он и станет четвертой ареной.
— Многие болельщики критикуют российскую заявку за включение в нее только двух столиц. Мол, в Москве и Петербурге гандбол никому не нужен, а регионы опять оставили ни с чем. Что ответите?
— Мы планируем проводить матчи сборных в регионах. Придерживались этой практики несколько лет до пандемии и связанных с нею ограничениями. До этого матчи проводились в разных городах России. И не только там, где гандбол давно популярен, но и где планировали его развивать.
Мы рады и поддерживаем болельщиков в других городах. Понимаем, что есть гандбольные регионы, где проще собрать людей на трибунах. Но надо понимать: чемпионат Европы — это не отдельный матч квалификации топ-турнира. Это совершенно другой уровень.
К аренам предъявляются очень серьезные требования. Получается, что только в Астрахани есть подходящая площадка для чемпионата Европы. Во время предыдущих инспекций по нашей заявке на Евро-2024 был снят Краснодар, где нет арены, отвечающей требованиям ЕГФ. "Баскет-Холл" не подходит под критерии. В Ростове до сих пор нет определенности с ареной — будут ли ее строить, когда это произойдет? Нет проекта, сроков, другой конкретной информации. Это не позволяет включить город в заявку.
Мы попали в ситуацию, когда у нас не осталось выбора. Решили сосредоточиться на двух городах. Хоть Астрахань и подходит для проведения турнира, но в этот раз решили не расширять географию. Это имело смысл, когда в заявке был Ростов, но не сейчас.
Москва и Санкт-Петербург полностью отвечают требованиям по инфраструктуре, логистике и имеют большой опыт в проведении международных турниров. В двух столицах будет проще провести топ-турнир, потому что здесь есть все — англоговорящие волонтеры, достаточное количество гостиниц, отличное транспортное сообщение.
Надеемся, наши болельщики найдут возможность приехать в Москву и Петербург и поболеть за сборную России. Плюс рассчитываем и на иностранных фанатов. Гандбол в Европе популярен, многие болельщики приезжают в другие страны и поддерживают свои национальные команды.
— Какие следующие шаги по организации турнира?
— Сосредоточимся на создании оргкомитетов, составим дорожную карту, план дальнейших действий. Основные мероприятия по работе с ЕГФ предварительно намечены на весну 2022 года. Сейчас идет финальная подготовка к январскому мужскому Евро, уже после него в ЕГФ вернутся к работе с будущими чемпионатами. Здесь, в России, будем сотрудничать и с Министерством спорта, и с регионами, и с аренами. Предстоит очень много работы.
Сергей Богодухов
Фото: пресс-служба ФГР; kudamoscow.ru.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com