Найти тему
NN NN

Интеллектуальная собственность, пример моей работы

В работе рассматривается понятие договорных правоотношений по объектам интеллектуальной собственности в России. Проанализировано, по каким результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий на практике заключается больше предпринимательских договоров в сфере интеллектуальной собственности. Рассмотрены и изучены судебные споры по договорным обязательствам в отношении объектов интеллектуальной собственности между правообладателем и пользователем. Исследованы особенности видов договоров интеллектуальной собственности по передаче и отчуждению имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в законодательстве Российской Федерации, а также выявлены проблемные аспекты при заключении данных договорных правоотношений. Предлагается доктринальное определение лицензионных договоров, договоров об отчуждении и сублицензионных договоров по распоряжению интеллектуальной собственностью. Дан анализ теоретических и практических проблем применения договора коммерческой концессии, когда в правоотношении с одной стороны выступает социальное предприятие.

У правообладателей исключительных прав сегодня появилось больше возможностей конвертировать их в прибыль. Заключение соответствующих договоров направлено на оборот объектов интеллектуальной собственности между субъектами права. В стране после распада СССР в течение двадцати лет заключаются разные предпринимательские договоры по объектам интеллектуальной собственности. Предпринимательский оборот объектов интеллектуальной собственности происходит на интеллектуальном рынке в соответствии с данным механизмом, считающимся самым значимым инструментом осуществления взаимодействий между субъектами права. В рамках ГК РФ регулируются разные виды договоров передачи и отчуждения объектов интеллектуальной собственности. Несомненно, через заключение разных предпринимательских договоров развивается мир интеллектуальной собственности. Правообладатели исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации распоряжаются ими с помощью данных договоров об отчуждении или путём временной передачи. Развитие коммерциализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности с помощью договорных правоотношений в дальнейшем имеет большой потенциал. При заключении предпринимательских договоров, связанных с передачей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, на практике фиксируется ряд нерешенных вопросов.

По законодательству Российской Федерации только правообладатель имущественного права на интеллектуальную собственность имеет право распоряжаться исключительным правом на следующие объекты интеллектуальной собственности: торговые названия, товарные знаки, образцы продукции, производственные разработки и технологии, выведенные селекционерами сорта растений, результаты изобретательской деятельности, коммерческие тайны, топологии микросхем, транслируемые телевизионные и радиопередачи, научные разработки и труды, литературные произведения, музыкальные композиции, объекты искусства, программное обеспечение (софтверная продукция), компьютерные базы данных[1]. Действующим законодательством не предусмотрено возможности заключать соглашения, касающиеся отчуждения исключительного права, либо подписывать лицензионные договора, касающиеся использования коммерческого названия, как и места происхождения продукции. Это законотворческое решение было вызвано принятием во внимание того факта, что подобные названия входят в категорию средств индивидуализации компаний, вот почему возможность обладания вышеупомянутыми правами в законе была эксклюзивно закреплена за правообладателем. Впрочем, переход исключительного права на торговое обозначение возможен в случае, если продается владеющая и пользующаяся им компания[2]. Любой обладатель исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, когда передает или предоставляет на определенное время свое исключительное право, обязан выражать свою волю в односторонней сделке или в договоре.

В соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, касающейся интеллектуальной собственности, заключаются договоры на распоряжение исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности. С помощью гражданско-правовых соглашений объекты интеллектуальной собственности вступают в хозяйственный оборот. В России известные исследователи интеллектуальной собственности отмечают, что имеется два основных вида договоров о распоряжении исключительным правом. Необходимо выделить виды договоров об интеллектуальной собственности по передаче и предоставлению исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Во-первых, правообладатель исключительного права на объект передает другой стороне (покупателю) обычно на возмездной основе исключительное право на объекты интеллектуальной собственности – данное правоотношение называется договором об отчуждении исключительных прав. В обязательном порядке стороны должны прописать в договоре об отчуждении объект исключительного права. Договор заключается в письменном виде и должен быть зарегистрирован в государственном органе для фиксации факта перехода исключительного права. В законодательстве не прописывается обязательный порядок оплаты по данному соглашению, но, если не указывается иное, договор считается возмездным. Если в договоре исключительное право передается на безвозмездной основе, стороны обязаны указать это в предмете правоотношения. Существенным условием договора считается стоимость и предмет договора. Необходимо понимать, что в данном гражданско-правовом отношении переходит только исключительное право на объект интеллектуальной собственности, а иные права и неисключительное право остаются у правообладателя. В данном правоотношении сторонами выступают правообладатель исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, и с другой стороны – приобретатель, который получает права. На практике юристы иногда обсуждают, можно ли отчуждать часть имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности по данному договору, но известные ученые отрицают то, что переход исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации осуществляется в полном объеме. По действующему Гражданскому кодексу РФ не разрешается делить имущественное право на объекты интеллектуальной собственности. Настоящий договор об отчуждении исключительных прав – это самостоятельный субинститут гражданского права.

Во-вторых, следующее значимое правоотношение о предоставлении исключительного права – это лицензионный договор. С одной стороны выступает лицензиар (правообладатель), предоставляющий другой стороне – лицензиату (приобретателю) исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним инструменты индивидуализации на определенный срок, на возмездной или безвозмездной основе. Данный договор заключается в письменном виде и должен быть зарегистрирован в уполномоченном органе для фиксации факта предоставления права. Когда заключается лицензионный договор на безвозмездной основе, его сторонами могут быть только некоммерческие организации либо физические лица. На практике встречается много разногласий между сторонами. Иногда бывает так, что лицензиат не выплачивает деньги, предусмотренные обязательствами по договору. Тогда применяется уведомительный порядок: лицензиар обязан затребовать от лицензиата выплаты вознаграждения в течение тридцати календарных дней. Если в данный отрезок времени обязательства не исполняются, тогда данный договор расторгается в одностороннем порядке. Дополнительно лицензиат обязан возместить убыток за невыполненное обязательство. Лицензионный договор бывает двух типов: первый предоставляет исключительную, а второй – неисключительную лицензию. В первом случае – при исключительной лицензии – вводится запрет на использование лицензии третьими лицами, то есть лицензиат не может предоставить другим контрагентам такого же разрешения использовать исключительное право на объект интеллектуальной собственности. Данное право даёт временному обладателю исключительные права на рынке как монополисту. Следующее право – неисключительная лицензия, когда лицензиат может выдать лицензию другим лицам в том же объёме, на который у него имеются права. По времени лицензионный договор действует ровно столько, на сколько договариваются обе стороны. Иногда стороны не указывают срок в договоре, тогда он считается 5-летним с момента заключения соглашения.

По мнению профессора Сергеева, в тщательной проработке нуждаются добавляемые в лицензионный договор положения, касающиеся допустимых методов распоряжения и ограничений, налагаемых лицензиаром на распоряжение объектом лицензии со стороны лицензиата. Также нужно учитывать, что термин "исключительное право" применительно к интеллектуальной собственности подразумевает огромное многообразие способов распоряжение ею, притом для разных категорий объектов интеллектуальной собственности списки возможных путей распоряжения ими всегда будут иметь некоторые отличия.

В-третьих, согласно законодательству страны может заключаться сублицензионный договор, сторонами которого выступают лицензиар и сублицензиат. При этом лицензиат по основному договору становится лицензиаром и передает полученное им исключительное право третьему лицу, роль которого отводится сублицензиату. Само подписание сублицензионного договора невозможно без уведомления лицензиатом о своем намерении лицензиара, и только с письменного согласия последнего совершается данный процесс. В настоящее время удобный механизм помогает получить прибыль обеим сторонам соглашения при передаче или использовании исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Достаточно распространенной является ситуация, когда в заключаемом договоре допускается ошибка, в частности, лицензиат по основному договору может нечаянно наделить сублицензиата слишком широкими правами, которыми не обладает сам. В этом случае неизбежно признание недействительности сделки хотя бы в некоторых её аспектах[3]. В данной ситуации лицензиар по вышесказанному отношению не может предоставлять больше прав, чем сублицензиат. На практике единичные случаи пока еще происходят, но законодатель искоренил недоработки в законе, когда утвердил дополнительные условия заключения договора между сторонами. Лицензиар может отозвать свое согласие до заключения сублицензионного договора и имеет право требовать возмещения убытков. Когда нарушается сублицензионный договор со стороны сублицензиата, ответственность за нарушения перед лицензиаром возлагается на сторону, исполняющую роль лицензиата по основному договору. С законодательной точки зрения ситуация выглядит следующим образом: поскольку в рамках сублицензионного договора в качестве сторон соглашения прописаны не лицензиар и сублицензиар, то первый будет требовать выполнения обязательств именно от лицензиата. Сублицензионный договор в обязательном порядке сторонами заключается в письменном виде.

В настоящее время многие отечественные индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты (обладатели исключительных прав) выходят на международный рынок интеллектуальной собственности благодаря распоряжению исключительными правами зарубежных коммерческих организаций и заключая вышеперечисленные договорные правоотношения.

Развитие IT-отрасли порождает много вопросов в практической части, так как в последние годы рассматриваются в разных судебных инстанциях споры, касающиеся передачи или отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому в России ученые, исследовавшие актуальную тему, ставили резонный вопрос: по каким договорным отношениям в стране фиксируется больше споров. В итоге было обнаружено, что больше всего рассматривается на судебных заседаниях споров по договорам коммерческой концессии. К сожалению, во многих субъектах страны не понимают значимости результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Гражданско-правовой договор коммерческой концессии делает немаловажный вклад в развитие предпринимательских отношений, поскольку это возмездный, стопроцентно предпринимательский договор между хозяйствующими субъектами. На сегодняшний день в научной среде мнение ученых разделилось по ряду вопросов, например, отсутствует единая точка зрения на соотношение договора коммерческой концессии и лицензионного договора. Первая группа ученых уверена, что договор коммерческой концессии — это разновидность лицензионного договора как предоставление исключительного права. Вторая группа, наоборот, трактует лицензионный договор как разновидность договора коммерческой концессии. Третья группа убеждена, что договор коммерческой концессии является самостоятельным договором. Исходя из этих исследований, можно прийти к выводу, что договор коммерческой концессии очень развит цивилизованных странах мира. Отечественные хозяйствующие субъекты в начале 2000-х годов стали заключать с зарубежными компаниями ряд договорных отношений по коммерческой концессии. С развитием сферы интеллектуальной собственности российские компании наоборот, стали предоставлять комплекс исключительных прав иностранным компаниям. Договор коммерческой концессии – это самостоятельный договор, возмездный и консенсуальный, его сторонами выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, при этом одна сторона предоставляет другой стороне комплекс исключительных прав, а правообладатель в этот отрезок времени получает прибыль от временного использования данного права на объекты интеллектуальной собственности. Некоммерческая организация, которая занимается социальным предпринимательством, может заключить договор коммерческой концессии на основе данного соглашения согласно законодательству Российской Федерации, если она является правообладателем исключительного права на объект промышленной собственности и передает коммерческой организации комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии на возмездной основе. В федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» законодатель включил некоммерческие организации в категорию субъектов социального предпринимательства, значит, остальные некоммерческие организации могут заключать коммерческую концессию в хозяйствующих целях.

Таким образом, инструмент предоставления и отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности даст большой толчок развитию экономики страны. Благодаря договорным правоотношениям, касающимся объектов интеллектуальной собственности и возникающим между субъектами права, многие правообладатели и пользователи получают колоссальную прибыль, также одновременно развивается инновационное направление и обеспечивается выход на международный рынок интеллектуальной собственности. В мире правила поведения меняются с каждым годом, исходя из этого, соответствующие нормативные акты должны усовершенствоваться. В настоящее время законодателям не следует ставить заградительные барьеры в правоотношениях, касающихся интеллектуальной собственности и возникающих между субъектами права. Только тогда в стране будут на законном основании развиваться правоотношения, касающиеся передачи и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.