Найти тему

Как построить отношения со своим ребёнком:проблемы ошибок

Мировая психология показала, что главный принцип нормальных взаимоотношений родителей с детьми – это их безусловное и безоценочное принятие. Детям важно знать и ощущать свою значимость и нужность для своих родителей.

Достаточно несложно следовать этому принципу, когда всё хорошо. Но как придерживаться принципа, когда возникают различные трудности. Когда ребёнок делает что-то не так или не слушается? Как поступать в подобных случаях?

Примерная ситуация: ребёнок занят, что-то делает, но, по мнению родителей, делает он это неправильно или с ошибками. Например, он увлечённо собирает конструктор. Получается у него плохо, детали рассыпаются, выпадают, и конструкция выходит не такой, какой должна быть. Родители стараются сразу же вмешаться и показать, как правильно делать. Для них это в порядке вещей поправить, указать на ошибки. Но не для ребёнка. Как правило, дети обижаются и злятся на подобные действия родителей.

Вот ещё ситуация: ребёнок делает открытку бабушке, но пишет коряво или с ошибками. Родители считают своим долгом тут же влезть и отметить его ошибки, с уверенностью думая, что так и нужно действовать. Правда, после этого ребёнок расстраивается и бросает своё занятие.

Дети по-разному реагируют на замечания и критику родителей: кто-то грустнеет и замыкается, кто-то, наоборот, злится и бунтует, а кто-то обижается и перестаёт общаться. Несмотря на различную реакцию один общий фактор здесь всё-таки есть – всем детям явно не нравится подобное обращение.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, родителям нужно мысленно вернуться в свои детские годы. Вспомнить, как у них не получалось: написать первые буквы или прочитать слово, завязать шнурок или забить гвоздь. Это сейчас, когда они взрослые, подобные занятия не вызывают у них затруднения.

Получается, что когда родители пытаются продемонстрировать и навязать ребёнку своё мнение, что ничего сложного здесь нет, а ему в этот момент на самом деле трудно, то как минимум они поступают с ним не справедливо. И ребёнок вправе обижаться за это.

Всю комичность и нелепость таких ситуаций прекрасно иллюстрирует пример, когда годовалый ребёнок учится ходить. Вот он совершает свои первые шаги, он шатается, плохо держит равновесие и падает. Но при этом ребёнок доволен и горд собой! У него уже получается ходить. Главное, что ни одному из родителей не приходит мысль показать ребёнку, как правильно нужно ходить: «ну вот опять ты плохо держишь равновесие и шатаешься, смотри как надо» или «что ты всё падаешь, вот как нужно ходить». Выглядело бы это нелепо и смешно.

Также нелепо, с точки зрения психологии, выглядят все замечания и критика, обращённые к ребёнку, да и, вообще, к любому человеку, который учится что-то делать. Естественно возникает вопрос: как можно научить, не указывая на ошибки?

Несомненно, ошибки это обязательная часть обучения. Без них не обойтись. Но указывать на них нужно с большой осторожностью. Во-первых, не нужно стремиться заметить каждую ошибку. Во-вторых, ошибки лучше обсуждать позже, когда ребёнок не занят и готов общаться. Указывать на ошибки, желательно на фоне общего одобрения.

Если ребёнок строит странный дворец из кубиков, рисует собаку похожую на бегемота, пишет корявым почерком или невнятно о чём-то рассказывает, но при этом он увлечён и сосредоточен, не следует его поправлять или критиковать в этот момент. Лучше, наоборот, проявить искренний интерес к его делу. Ребёнок обязательно это заметит и ответит взаимным уважением.

Практические приёмы:

1. Составить список дел, с которыми ребёнок может вполне справиться самостоятельно, хоть и не всегда хорошо;

2. Выделить из этого списка несколько дел и предоставить ребёнку возможность выполнить их самостоятельно, без помощи взрослых. Обязательно похвалить его независимо от результата;

3. Запомнить несколько наиболее частых ошибок, которые допускал ребёнок. Найти подходящий момент и в доброжелательном тоне обсудить их с ним.