Найти тему

В то же время крайне медленно разрабатывались основные направления государственной национальной политики, запаздывал процесс соз

Проблемы развития этнических общностей и межнациональных отношений в Российской Федерации рассматриваются в политической практике в качестве основополагающих. Их решением определяются многие стороны жизни общества. Национальная идея, овладевая умами, способна дать мощный импульс прогрессивным процессам, но она же нередко эксплуатируется в целях получения власти, разжигания межнациональной вражды, служит обоснованием сепаратизма. В связи с этим' основной задачей государственной национальной политики является всемерное содействие развитию народов, их консолидации в рамках единого государства.

Направленность национальной политики советского государства существенно отличалась на разных этапах становления и развития общества. В годы советской власти был заметно сокращен разрыв в экономическом положении этнических общностей, существенно возрос их образовательный и культурный потенциал, сформировался пласт общих культурных ценностей, накоплен богатый опыт сотрудничества. В то же время имели место жесткий централизм, идеологический диктат, которыми нивелировалось культурное многообразие. На общем фоне достижений в условиях строящегося социализма в государственной национальной политике были допущены серьезные ошибки, деформации. Политические репрессии, включая депортацию народов, применение волюнтаристских принципов в хозяйственном развитии, непродуманная миграционная политика привели к обострению этносоциальных, этнодемографических и этнокультурных проблем во второй половине 80-х - 90-е гг. XX в.

После провозглашения Российской Федерацией государственного суверенитета, федеральными органами государственной власти приняты новые политические и правовые документы по вопросам национальной политики, межнациональных отношений, на основе которых и осуществлялось обуетройство российского государства. Одновременно продолжалась отмена ранее принятых государственных актов, ограничивающих суверенные права автономных республик и областей. В марте 1992 г. подписан Федеративный договор о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, новом статусе автономий.