В теоретическом плане определенную ценность представляют и ежегодные послания президентов республик Северного Кавказа парламентам республик, в которых затрагиваются проблемы, связанные с национальным фактором. Так, Президент Кабардино-Балкарской Республики В.М.Коков в обращении к Парламенту республики (2003 г.), информируя о состоянии экономики, промышленного и аграрного сектора, социальных проблем, выделяет проблему сложившейся ситуации в отношениях между народами, населяющими республику, и определил значение национального фактора в складывании и развитии института Гражданского общества, предупреждая при этом о пагубности «разделения нашего немногочисленного народа (республики - А.Т.) на группы и группировки по политическим пристрастиям, мы должны сделать все необходимое для сохранения нынешнего уровня консолидации общества»5.
При анализе роли и места национального фактора в системе общественных отношений для развития теории вопроса имеют большое значение состоявшиеся многочисленные парламентские семинары и слушания. Особый интерес вызывают те из них, которые были посвящены ситуации в сфере национальных отношений. Так, на семинаре-совещании председателей комитетов (комиссии) законодательных органов субъектов Российской Федерации (Москва 30 марта 1998 г.) получила развитие проблема формирования нового российского федерализма и правильное определение места и роли в этом процессе русского народа. Рассмотрены вопросы необходимости принятия нормативных актов по реабилитации подвергшихся репрессиям народов, преодоления последствий осетино-ингушского конфликта и др.6
Проблемы национальных отношений были в центре внимания многих других комитетов Государственной Думы Российской Федерации. Так, в апреле 1996 г. прошли парламентские слушания по теме: «О практике разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и перспективах развития российского федерализма».
Проведенный анализ проблемы сохранения единства и территориальной целостности Российской Федерации, единства ее правового и экономического пространства позволил сделать выводы о необходимости определения круга полномочий федеральных органов государственной власти, которые, с одной стороны, должны надежно обеспечить защиту общегосударственных интересов, а с другой - на основе принципа равноправия субъектов, учитывать специфику каждого из них при разграничении полномочий по предметам совместного ведения7.