Найти в Дзене
Хозяйка Белого

По закону Машенька уже не была их дочкой

Ефимия Ивановна ехала на подводе, прижимая к себе грудную дочку Верочку и горько плакала. Сбоку к ней прижималась шестилетняя Маруся, а восьмилетний Гаврил держался около отца Дмитрия Степановича Котельникова.

Плакала она от того, что их, как раскулаченных, везли на станцию, чтобы отправить из родной деревни в далекий Котлас, а самое главное, материнское сердце обливалось слезами от того, что им пришлось оставить в деревне у соседей двухлетнюю Машеньку. Сын Гаврил и старшая Мария были уже самостоятельны, а с двумя малолетними детьми, случись, что с мужем, Ефимия бы не справилась. Так вот получилось, что священник обеих дочек окрестил Мариями в честь Богородицы, и чтобы не путаться, старшую Марию в семье называли Марусей, а младшую - Машенькой.

Машенька осталась у соседей. Ефимия с мужем надеялись, что если они все сгинут в ссылке, хоть Машенька выживет, ведь мир не без добрых людей.

Ефимии было 26 лет, в 17 лет она вышла замуж, и друг за дружкой родила четверых детей, жили они с мужем хорошо, в достатке, добротный дом, ухоженная скотина. Оба были работящие, вставали рано, Ефимия кормила скотину, хлопотала по дому, Дмитрий занимался хозяйством, посевами. Все делали сами, даже работников нанимали только в страду на пару недель. А теперь уже и свой помощник подрос - Гаврил, все повторял за отцом, старался.

А теперь вся их налаженная жизнь рухнула по чей-то злой воле, взяв только самое необходимое и еды на три дня, они едут в ссылку.

На станции их, вместе с другими раскулаченными посадили в душные вагоны, и повезли в Архангельскую область. По прибытию на место, семью Ефимии определили в огромный барак на 180 человек. Несколько месяцев они провели там, в нечеловеческих условиях, пока начальники не разобрались, что их раскулачивание было ошибочным, так, как, они не держали батраков. Опять же к тому времени, к концу 1932 года, для беременных и кормящих женщин из семей кулаков стали делать послабления, а в последствие оставлять на местах, и не отправлять в ссылку.

Вообщем, семье Ефимии повезло, и через несколько месяцев, они всей семьей, исхудавшие, измученные, но живые, отправились в родную деревню.

А что же Машенька? Некоторое время она "кочевала" по соседям (все жили бедно, и не могли долго кормить чужого ребенка), пока не попала в бездетную семью Надежды Андреевны и Петра Григорьевича Мешаковых. Надежда Андреевна приходилась дальней родственницей Дмитрию Котельникову, девочка ей очень понравилась, она всегда мечтала о такой дочке.

От семьи Котельниковых не было вестей, и супруги Мешаковы решили удочерить Машеньку, Петр Григорьевич съездил в район, и выправил документы. Теперь по документам Машенька стала Мешаковой Марией Петровной. Новые мама и папа полюбили Машеньку, но тут, как удар молнии пронеслась весть, что Котельниковы возвращаются.

Надежда прижала Машеньку к себе - никому не отдам! И когда Котельниковы вернулись в село, они ничего не могли сделать, по закону Машенька была уже не их дочка. В их доме проживали посторонние люди, не было им места в родной деревне.

И Котельниковы решили уехать в город Уфу, там как раз требовались рабочие руки для строительства заводов. А Машенька осталась жить со своими приемными родителями в деревне.

До войны все было хорошо, Маша училась в школе, а потом Петра Григорьевича призвали на фронт, стало голодно, с 15 лет Маша стала подрабатывать в соседней деревне, ютилась у дальних родственников, потом нашла работу в родном селе. А после войны вышла замуж, родила детей, свою младшую дочку она назвала Надеждой, в честь второй мамы, и всю жизнь так и прожила в родной деревне.

Ефимия Ивановна с Дмитрием Степановичем и детьми, обосновались в Уфе. Их единственный сын Гаврил в 1942 году пропал без вести на войне. Это очень подкосило Ефимию Ивановну, она тосковала по оставленной в деревне дочке и оплакивала сына. Умерла Ефимия Ивановна в 1955 году, не дожив до пятидесятилетия.

Ее дочки Маруся и Вера выросли,создали семьи, всю жизнь поддерживали отношения с Машенькой, до самой ее смерти в 2004 году.

Вот так раскулачивание проходилось катком по самым лучшим, трудолюбивым крестьянским семьям, разделяло родных людей, изгоняло из родных мест.

Сейчас во многих деревнях, восстанавливают забытые имена раскулаченных, устанавливают памятные кресты и стеллы с именами репрессированных. И это правильно, эти так называемые кулаки, по большей части, были ни в чем не виноваты, они просто умели трудиться на земле больше и лучше других.

Читайте по теме

Прощай, я отсюда живым не вернусь

#раскулачивание #репрессии #родословная #история #