12K подписчиков

Эпоха Акинфеева

31K прочитали

Привет, с вами Игорь Рабинер!

35-летний голкипер ЦСКА Игорь Акинфеев 21 ноября в игре ЦСКА с «Химками» первым в истории отечественного (и российского, и советского) футбола провёл 500 матчей в чемпионате страны.

Привет, с вами Игорь Рабинер!

В СССР рекордсмен — киевский динамовец Олег Блохин с 432, за ним торпедовец Виктор Шустиков с 427 и спартаковец Галимзян Хусаинов с 410.

В России за Игорем идут его одноклубник, а до того - защитник «Крыльев Советов» и «Локомотива» Сергей Игнашевич (489), полузащитник «Асмарала», ЦСКА, «Москвы», «Рубина» и «Зенита» Сергей Семак (456) и хавбек «Ростсельмаша», «Локомотива» и «Сатурна" Дмитрий Лоськов (453).

Как бы вы ни относились к ЦСКА — проникнитесь величием момента. Тем более что на Евро-2008 и ЧМ-2018 Игорь сделал многое, чтобы люди не воспринимали его только по клубной принадлежности. Хотя вся жизнь (не только карьера — он пришёл в армейскую школу, ещё когда пешком под стол ходил) в одной команде — это ещё один повод для уважения.

А всего у Акинфеева, включая еврокубки и сборную, - 800 игр. С учётом двух разрывов крестообразной связки колена — космос. Как и 226 «сухарей».

Написал об Игоре Акинфееве по случаю его 500-го матча в чемпионатах России.

Игорь Акинфеев. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Игорь Акинфеев. Фото Александр Федоров, «СЭ»

Вот несколько цитат из опубликованного в «Спорт-Экспрессе» текста:

...31 мая 2003 года. 53 дня назад Игорю исполнилось 17. Зимние сборы, которые для 16-летнего Акинфеева стали первыми с основной командой ЦСКА, он провел здорово. И вот — первый большой шанс. Один из ведущих полузащитников армейцев Ролан Гусев, которому я в 2018 году позвонил для книги «Сборная-2018: чемпионы наших сердец», вспоминал:
«Сразу было видно, что у Игоря стальные нервы. На первой же тренировке стали бить по его воротам серию ударов, и то, как он их брал, произвело огромное впечатление. Я сразу подумал, что у пацана — большое будущее. А в мае приезжаем в Самару, жара страшная. Вдруг Валерий Газзаев в день игры вызывает нескольких ветеранов команды — Сергея Семака, меня, еще кого-то. «Хочу узнать ваше мнение. У Вени Мандрыкина — температура 39. Кого поставить — его или пацана молодого?» Мы все: «Конечно, пацана. Какая игра с 39-ю?» Тренер прислушался, мы выиграли — 2:0, а Игорь отбил пенальти от Андрея Каряки».
Газзаев уже десять лет не тренирует, а из ЦСКА ушел и вовсе 13 лет назад. Акинфеев — по-прежнему в воротах красно-синих. Он работает уже со вторым главным тренером, с которым в свое время вместе играл. А люди, которые родились в год его дебюта в основе ЦСКА, уже отметили или вот-вот отметят совершеннолетие.
Кстати, именно Гусев придумал Акинфееву прозвище, которое в общении с ним по сей день используют близко и давно знакомые ему футболисты, - Фурик. Вряд ли к нему так рискнут обратиться молодые армейцы, но Игнашевич, братья Березуцкие — запросто. Существуют разные версии, почему балагур Ролан, обожавший придумывать партнерам «кликухи», назвал его именно так. Доводилось даже слышать, что из-за тяжелого характера вратаря — дескать, после пропущенных голов Игорь становился настоящей фурией...
«Да ну, ерунда какая! - смеется Гусев. - Акинфеева же первый раз привлекли к тренировкам с основным составом, когда ему было 15 лет. Совсем еще мальчишка, с детским лицом. А был такой персонаж мультфильма — Фурик, тоже мальчуган. Вот у меня и возникла такая уменьшительно-ласкательная ассоциация. К характеру это вообще никакого отношения не имеет. Он как раз очень спокойный был, я же говорю — нервы стальные. Автор «Фурика» - действительно я, и ничего оскорбительного в том прозвище нет».
...Октябрь 2005 года. 19-летний Акинфеев считанные месяцы назад стал основным вратарем сборной России — после того, как Юрий Семин заменил во главе ее Георгия Ярцева и неожиданно для всех сделал ставку не на своего проверенного воспитанника Сергея Овчинникова, а на юного армейца. Но слишком много уже оказалось потеряно до прихода Семина. В последнем матче отборочного турнира ЧМ-2006 в Словакии нам нужна была только победа. Игорь сделал для этого все, тащил совершенно немыслимые мячи.
Но не мог же он еще и забить! К слову, несмотря на великолепно поставленный удар, Акинфеев никогда не бил пенальти, потому что считал исполнение 11-метрового удара вратарем крайним неуважением к своей профессии — и, говорят, терял всяческое уважение к коллегам, которые на это решались.
После тех 0:0, которые для сборной России оказались равносильны поражению, мы стояли в смешанной зоне стадиона в Братиславе, и он сетовал: «Вот же оно, рядом все было. Но чуть-чуть не хватило. Как часто у нас, русских, бывает». Говорил, что ЧМ-2006 смотреть не собирается, а на мой вопрос: «То, что не попали на чемпионат мира, для вас трагедия?» отрезал: «Для меня, в моем возрасте, - нет».
И был абсолютно прав.