Люди несли мешки с луком на плечах по талому ладожскому льду 30 километров
Сегодня, 22 ноября, мы вспоминаем событие 80-летней давности – открытие Военно-автомобильной дороги №101 – Дороги жизни. Online47 в этот памятный день публикует малоизвестный эпизод из истории её первого ледового периода.
«Конец апреля 1942 года. Это было межвременье – лёд таял, но навигация начаться не могла... Лёд был слишком хрупок и ненадежен. Посылать шоферов в рейс – значило посылать их на верную гибель. Но тогда на верную гибель обрекались ленинградцы», – написал в своём дневнике дневник военного корреспондента и писателя Арифа Сапарова..
Автор дневника рассказывает, что на складах восточного берега скопились сахар, масло, и посевной картофель, на который тогда делалась особая ставка. Они поступили с опозданием, а без них блокадный город не мог существовать.
Кроме того, работникам ледовой трассы предстояло выполнить приказ руководства города – доставить по поллуковицы каждому жителю Ленинграда к майским праздникам. Но ему противоречил другой приказ – Военного совета Ленинградского фронта – немедленно прекратить движение транспорта по ледовой дороге.
«Но работники ледовой трассы – более полутора тысяч человек: от уборщиц до штабистов – не могли допустить и мысли, что бесценный в те дни груз останется на Большой земле… Способ нашли, – рассказал в своём дневнике Ариф Сапаров. – И придумали его не командование и не начальство... Люди. Водители, дорожники, механики, грузчики, уборщицы, штабисты, медики сказали: «Мы пойдем пешком по воде». По колено, по пояс в воде на своих плечах 30 километров они несли мешки с луком по талому ладожскому льду».
В воспоминаниях Сапарова содержатся истории и о Дороге жизни, о легендарной Седьмой симфонии Шостаковича и подробная хроника Прорыва. В основном это – малоизвестные факты, основательно изученные журналистом Михаилом Телеховым, который предоставил Online47 воспоминания одного из свидетелей тех событий.
«Дорога жизни – это не просто колеи, проложенные по льду с одного берега Ладоги на другой. Это дорожные знаки, вехи, мостки... Но главное – люди, водители, регулировщицы, ремонтные и аварийные бригады, медперсонал, связисты, зенитчики, пулеметчики, – напоминает он в этот особый день – 80-летия со дня открытия Дороги жизни. – Иначе не был бы нам так дорог даже самый малый эпизод этой великой истории».
А мне вспомнилось, как 93-летний наш дед, когда с братом попросили его рассказать про Дорогу жизни (а он организовывал эвакуацию детсадов из блокадного Ленинграда), нахмурился и сказал только: «Не дай бог никому…»
Евгения Дылева