Найти в Дзене
Истфакт

Лев Каменев в воспомининаях современников

Одним из источников о жизни Льва Каменева являются мемуары его современников. Из этой статьи вы узнаете, как же отзывались о своем знакомом политики, литераторы и культурные деятели!

Начнем с тезки Льва Борисовича – Льва Давидовича Троцкого. Троцкий оставил объемное письменное наследие, в том числе и мемуары о многих своих соратниках. В основном о Каменеве он говорит в контексте политических событий, без характеристики личности. Однако как-то Троцкий сказал о своем товарище по партии, что, Каменев отличается «начитанностью и широким кругозором» [Троцкий 1938-1939: 139]. При этом автор отмечает, что «Каменев, умный и образованный политик, не был рожден для исключительных ситуаций» [Троцкий 1938-1939: 137].

Другой соратник Каменева – Анатолий Васильевич Луначарский. Впервые они познакомились, когда Каменеву было чуть больше 20 лет, и он уже тогда «числился одним из самых многообещающих молодых большевиков» [Луначарский 1991: 299]. Луначарский отмечал рассудительность и спокойствие политика, а как человек Лев Борисович отличался «задушевной веселостью, большим живим интересом ко всем сторонам культурной жизни и редкой сердечностью в личных отношениях» [Луначарский 1991: 300]. Живой интерес большевик проявлял и к литературе: «Товарища Каменева всегда влечет к работе в области теории и истории литературы, к перу» [Луначарский 1991: 299]. Нельзя представить увлечение литературой без собственных сочинений, а по мнению Луначарского Каменев был мастером слова:

«Как публицист, как газетный работник, как литературный критик, Каменев играл заметную роль вообще в русской литературе и очень большую в нашем большевистском кругу. Его статьи в «Правде» шли вслед непосредственно за Ленинскими…» [Луначарский 1991: 299].

Кто особенно отмечал литературный талант Льва Борисовича, так это Максим Горький. Они общались до и во время революции, но действительно подружились они после 1927 года, когда Каменева отправили послом в Италию, где в это время пребывал и Горький. «Был у меня Каменев с женой, очень славные оба…Прожили здесь два-три дня, потом я с Максом провожал их до Неаполя» [Горький 1998: 232]. Каменев же отвечал Горькому, что «Дни в Соренто были совершенно замечательными» [Там же]. Судя по их переписке, в Италии они обсуждали и литературу, и политические вопросы.

Горький говорил, что Лев Каменев – «талантливый исследователь русской литературы» [Горький 1998: 233].

По рекомендации писателя Каменев был назначен директором научного издательства «Academia» [Горький – Сталину]. Также прозаик хотел назначить партийца директором Всесоюзного Института Литературы [Чуковский 1901-1969: 135], но из-за своей смерти не успел.

В Италии Каменев виделся не только с Горьким, но и с Муссолини. Об этом нам говорят воспоминания участника «левой оппозиции» Александра Ивановича Боярчикова. На тайных собраниях Лев Борисович рассказывал, что после неудачного декабрьского восстания бежал в Италию. Там он общался с социалистической молодежью. На митинге Бенито и Лев познакомились, долго общались и дискутировали, однако вскоре их пути диаметрально разошлись [Боярчиков 2003: 88]. Рассуждая о самом Каменеве, автор называет его «убежденным и просвещенный борцом за революцию» [Там же].

Взгляды большевика характеризовались отменой смертной казни, обеспечения легальной многопартийности и конституционного устройства государства [Боярчиков 2003: 89].

Что же, нотки либерализма в воззрениях присутствуют, и это не мои слова.

Бывший секретарь Сталина Борис Георгиевич Бажанов отмечал, что «Если бы не коммунизм, быть бы ему (Каменеву – прим. автора) хорошим социалистическим министром в «капиталистической» стране» [Бажанов 1930: 92]. Также государственный деятель вспоминал: «Он не властолюбивый, добродушный и довольно «буржуазного» склада человек… Человек он умный, образованный, с талантами хорошего государственного работника (теперь сказали бы «технократа»)» [Там же].

Проблема Каменева по мнению Бажанова в том, что он «на свое несчастье…находится на поводу у Зиновьева, который увлекает его и затягивает во все политические комбинации», и если Григорий Евсеевич умелый интриган, то Лев Борисович в этом деле «совсем слаб» [Бажанов 2003: 92-93].

Это одна из причин, почему Каменеву не удалось соперничать со Сталиным. Ведь последний был мастером подковерных игр.

Интересен эпизод с сыном Льва Борисовича Лютиком. Лютик был эдаким мажором: «попойки, пользование положением, молодые актрисы» [Бажанов 2003: 92]. В одном из столичных театров была даже поставлена пьеса «Сын Наркома» с понятным намеком. Каменев стремился её запретить, однако под патронатом Сталина она продолжала идти [Там же].

Кто точно разбирался в пьесах, так это Корней Иванович Чуковский. Автор детских сказок превосходно разбирался и в прозе, и в поэзии. Его невероятный талант был востребован советской властью, так что неудивительно, что писатель часто пересекался с директором издательства «Academia». Чуковский также отмечал литературный талант политика: «Мы, литераторы, ценили Каменева: в последнее время как литератор он значительно вырос, его книжка о Чернышевском, редактура «Былого и дум» стоят на довольно высоком уровне» [Чуковский 1901-1969:135]. При всем этом, в поэзии Лев Борисович мало разбирался [Чуковский 1901-1969: 136]. Кстати, книгу о Чернышевском Каменев написал в ссылке в Минусинске и вот что вспоминает Чуковский при возвращении: «По-прежнему добродушный, радостный, но седой. За этот год голова у него совсем поседела. <…> Каменев, между прочим, сказал:

«Хорошо мне было в Минусинске: никто не мешал мне заниматься. Я написал там о Чернышевском 12 печ. Листов (биографию о Чернышевском). Как жаль, что меня вернули в Москву. Там я написал бы о Некрасове, а здесь недосуг»» [Чуковский 1901-1969: 89].

Недосуг – это еще мягко сказано, учитывая дальнейшие события.

Таким образом, мы можем понять, что Лев Борисович Каменев был эрудирован и образован. Он одинаково хорошо разбирался и в вопросах марксизма, и в вопросах государственного управления, и в литературоведческих вопросах. Человеком он был жизнерадостным и веселым. Политиком твердым и уверенным, однако неумение вести политические интриги и сколачивать кланы привели к поражению в схватке со Сталиным.

__________________________________________________________________________________________

Источники:

[Бажанов 2003] – Бажанов Б. Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина / Б. Г. Бажанов — «ВЕЧЕ», 1930. URL: https://www.litres.ru/boris-bazhanov/vospominaniya-byvshego-sekretarya-stalina/

[Боярчиков 2003] – Боярчиков А.И. Воспоминания. - М.: АСТ, 2003. – 320 с.

[Горький 1998] – М. Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. Серия «М. Горький. Материалы и исследования», основана в 1989 году. Выпуск 5. М.: «Наследие», 1998. – 344 с

[Горький – Сталину] – Переписка Максима Горького и Иосифа Сталина / Публ., подгот. текста, вступ. и комм. Т. Дубинской-Джалиловой и А. Чернева // Новый мир. 1998. № 9. С. 179

[Троцкий 1938-1939] – Троцкий Л. Д. Сталин. Том I / Л. Д. Троцкий — «Public Domain». URL: https://www.litres.ru/lev-trockiy/stalin-tom-i/

[Чуковский 1901-1969] – Чуковский К.И. Дневник. Т. 2. 1901 – 1969. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – 671 с.