Помимо этого Дж. Куинн развивает взгляд на создание стратегии как
на управляемый интерактивный процесс обучения, в котором стратег
поэтапно разрабатывает стратегию, а затем предпринимает усилия для того,
чтобы она была признана организацией. Подчеркивая роль стратега-лидера
(или небольших групп, управляющих "подсистемами" стратегии), Дж.
Куинн зачастую достаточно близко подходит к позиции К. Эндрюса.
Однако их взгляды по другим важным аспектам проблемы существенно
различаются. Отмечая роль обучения как одного из важнейших измерений
стратегии, Дж. Куинн в своих представлениях о способах продвижения по
пути выработки стратегии и роли высшего звена менеджмента в этом
процессе стоит ближе к позиции П. Сенге.
Статья Г. Минцберга "Стратегия как искусство" (опубликована в
журнале "Harvard Business Review" и удостоена премии компании
McKinsey) дополняет позицию Дж. Куинна. Центральная ее идея состоит в
том, что менеджер должен "творить" -лепить свою стратегию точно так же,
как глина в руках скульптора превращается в произведения искусства. При
этом Г. Минцберг опирается на рассматривавшуюся нами классификацию
типов стратегий (см. гл. 1).
В данной главе ставятся под сомнение многие из привычных и
устоявшихся представлений о стратегии. Но наиболее смелой является
последняя статья. В ней Ричард Паскаль, известный консультант, писатель
и лектор, последовательно ставит под сомнение не только устоявшийся
подход к стратегическому анализу, и прежде всего в трактовке Бостонской
консультационной группы, одного из наиболее известных "бутиков"
стратегий (см. гл. 3 и 9), но и все наше представление о процессе
формирования стратегии.
Для начала Р. Паскаль разбирает доклад БКГ, подготовленный ею по
заданию британского правительства, для того чтобы показать, каким
образом английские производители потеряли американский рынок
мотоциклов, уступив его японцам (в частности, компании Honda). Результат
анализа представляется вполне логичным: японцы просто оказались умнее
и разработали несколько более изобретательную стратегию. А затем автор
отправляется в Японию и берет там интервью у этих самых "умных"
менеджеров. Мы не будем здесь пересказывать всю историю, тем более что
у Р. Паскаля это получается весьма красочно. Отметим только главную