Оценка: 6,5 из 10
Юбилейный, 60-й по счёту анимационный фильм студии «Дисней» выходит в российский прокат 25 ноября 2021 года. Режиссёры: Джаред Буш, Байрон Ховард и Чариз Кастро Смит. В ролях: Стефани Беатриз, Джон Легуизамо и другие.
Кто знает о магии больше, чем студия «Дисней»? Компания, подарившая многим незабываемое волшебное детство благодаря своей классической анимации, достигла очередного весомого рубежа в своей истории – она выпустила юбилейный 60-й полнометражный анимационный фильм. Им стал укоренившийся в латиноамериканские традиции и обычаи цветастый мюзикл «Энканто», в котором вся магия Уолта Диснея (и его наследия) сконцентрировалась в пронзительной оде семейным узам, взаимовыручке и вере в чудеса. 60-й мультфильм студии – ровно такой же, как и (плюс-минус) все предыдущие: милый, яркий, наивный, банальный, чересчур детский, местами откровенно раздражающий (особенно если вы не переносите пение), но с образцово понятным и благородным посылом.
«Энканто» в переводе с испанского значит «зачарованный». А ещё это название волшебного места, где живёт семейство Мадригалов. Место это обладает магическими свойствами, оберегающими большую династию от ужасов внешнего мира (войн, завоеваний, геноцидов). Сами Мадригалы тоже наделены особыми способностями: одна сестра может левой рукой рояли с места на место переставлять, а правой – ослов тягать, с другой сестры буквально розы сыплются при каждом движении, а их мать и вовсе умеет исцелять. Есть, впрочем, и третья сестра, она же главная героиня мультфильма, – Мирабель. Мирабель – единственный ребёнок семейства Мадригалов, которому в процессе обязательного обряда дар так и не открылся. В итоге она классический гадкий утёнок своей семьи (которого, впрочем, все любят): обычный человек среди необычных родственников. Словно скромный фильм студии А24 в мире кинокомиксов Marvel.
Первой напрашивающейся ассоциацией при просмотре «Энканто» является диснеевская «Моана», последний относительно качественный и по-настоящему оригинальный анимационный продукт студии. Точки соприкосновения на лицо: самобытная культура в основании (там полинезийская, здесь коренных народов Мексики), бойкая и храбрая главная героиня, много магии и, самое главное, Лин-Мануэль Миранда. Миранда, неугомонно вертящийся в колесе весь этот год (он писал музыку и продюсировал недавние мюзиклы «Виво», «На высоте мечты», в этом же месяце у него выходит режиссёрский дебют с Эндрю Гарфилдом «Тик-так… БУМ!»), не только придумал оригинальные песни к «Энканто», он ещё и внёс свой вклад в саму историю. Тут нужно отметить, что над историей, кроме него, трудилось ещё пять человек, так что неудивительно, что в конечном счёте фильму так и не удаётся найти свой собственный голос, который бы отличал «Энканто» от предыдущих диснеевских историй про принцесс. С песнями тоже на этот раз вышло не всё гладко – вряд ли, выходя из зала, вы станете напевать хоть одну из услышанных мелодий, как, например, после той же «Моаны», где Миранде удалось придумать сразу несколько запоминающихся и по-хорошему приставучих мотивов.
Формально Мирабель, конечно, не принцесса, но по всем остальным признакам – она прекрасно вписывается в один ряд с Белоснежкой, Золушкой, Эльзой, Моаной и другими сказочными героинями студии. Этот факт и то, что почти все основные герои фильма оказываются женского рода (более-менее прописали только Бруно, странноватого дядюшку-отшельника, умеющего предсказывать будущее, но, по сути, этот персонаж не больше чем сюжетная функция) делают «Энкатно» определённо одной из самых девчачьих лент «Диснея». Кроме того, все эти милые пляски и пения, платьица и цветочки, детские шуточки и чрезмерная мультяшность в экшен-сценах вряд ли воодушевят зрителей старше 16 лет, не говоря уже о мужской аудитории любых возрастов. Реализм в анимации, комплексных персонажей и глубокий подтекст «Дисней» привыкли оставлять своему дочернему «Пиксару», хотя и тот в последний раз выдал уж очень поверхностную и по-детски наивную ленту о приключениях мальчика-рыбы в итальянском портовом городке.
При всей своей знакомой идентичности по хоть одному просмотренному мультфильму «Дисней» (латиноамериканский антураж здесь предстаёт лишь фоном, никак особо не обогащая предсказуемый с самого начала сюжет), «Энканто» определённо радует трепетным отношением к семейным ценностям, которые остаются неизменными во все времена и во всех народах. Как бы это не звучало цитатой Доминика Торетто, но не суперсила делает человека особенным, а его семья. Простое искреннее объятие близкого в нужный момент может излечить и повернуть время вспять. Берегите это волшебство. Ведь, как известно, у любой свечи огонь не вечен.
Вадим Богданов, InterMedia