Вторая в году сессия торгов русским искусством пройдет в Лондоне с 28 ноября по 1 декабря. Традиционно в ней примут участие ведущие аукционные дома Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Среди сотен произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из России мы выбрали главные ювелирные лоты будущих торгов.
Олег Краснов
Фирма Фаберже. «Фиалки. Около 1900 г. Sotheby’s
Среди изобилия работ мастерской Карла Фаберже на осенних торгах этот изящный камнерезный букет фиалок один из самых дорогих. Он оценен в £250-350 тыс. Сам ювелир говорил, что «иногда драгоценности дарить неловко, а ювелирный букет — элегантная альтернатива». Поэтому такие композиции оказываются в центре внимания коллекционеров и сегодня, а современные камнерезы продолжают развивать флористическую тематику. Модель выполнена из горного хрусталя, нефрита, эмали и драгоценных камней. Это одна из немногих фиалковых композиций, вышедших из рук ювелира — две самых известных хранятся в музеях Кливленда и Вирджинии.
Фирма Фаберже. Этюд «Земляника». Около 1900 г. Christie’s
Не менее роскошный флористический этюд, которые дом Фаберже начал изготавливать в 1880-х годах, нашел и дом Christie’s. Его земляника изготовлена из золота, эмали, нефрита, жемчуга и бриллиантов, а ваза - также из горного хрусталя в технике тромплёй (фр. trompe-l'œil — обманка). Как утверждают аукционисты, инвентарный номер этой работы всего на единицу отличается от схожего по сюжету изделия, купленного вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матерью Николая II, в апреле 1911 года. Эстимейт составляет £200-300 тыс.
Фирма Фаберже. Мозаичная брошь. Около 1913 г. Christie’s
Как и земляничный этюд, эта редкая брошь работы Альберта Хольмстрема (£70-90 тыс.) происходит из известного собрания британского бизнесмена Гарри Вульфа, собиравшего произведения Фаберже с 1970-х годов. Более восьмидесяти лотов его коллекции дом продает на отдельном аукционе 29 ноября. Дизайн этой мозаичной броши придумала племянница Хольмстрема Альма Пиль, он имитирует традиционную русскую вышивку. В основе украшения сплетенная вручную платиновая сетка со вставленными в нее камнями специальной однородной огранки - бриллиантами, изумрудами, рубинами, топазами, сапфирами и гранатами. В этой же технике было выполнено Императорское мозаичное яйцо, подаренное Николаем II супруге в 1914 году, а ныне хранящееся в королевской коллекции Великобритании.
Фирма Фаберже. Подвеска. 1909 г. Sotheby’s
Модернистская подвеска (£30-50 тыс.) в форме трилистника была создана выдающимся ювелиром, работавшим на Фаберже, Альбертом Хольмстремом. Его работу подтверждает оригинальный эскиз в архивном альбоме, датированный 31 августа 1909 года. В основе каждого «листа» — крупный сапфир розового, голубого и желтого цвета, обрамленные цепочками бриллиантов. Украшение лишь однажды появлялось на публике — в 2006 году оно участвовало в выставке «Фаберже и русские ювелиры» в известной галерее Wartski в Лондоне.
Фирма Фаберже. Подвеска. 1910 г. Sotheby’s
Еще один ювелирный шедевр Хольмстрема на торгах Sotheby’s — эта платиновая подвеска с крупным уральским аметистом, окруженным бриллиантами (£25-35 тыс.). История бытования украшения неизвестна, но работа также происходит из коллекции галереи Wartski, торговавшей Фаберже с начала прошлого века. Эскиз изделия находится в архиве дизайнера.
Фридрих Кехли. Табакерка. 1904 г. Christie’s
Фирма обрусевшего швейцарского ювелира и золотых дел мастера Фридриха Кехли занималась поставкой в Кабинет Его императорского величества драгоценных вещиц, служивших подарками от царя высокопоставленным особам. Одними из самых распространенных таких «даров» на рубеже XIX-XX веков были табакерки и портсигары из золота, платины или серебра с гербами или государевыми вензелями. Выставленная на продажу табакерка с синей эмалью и бриллиантами, выполнена из золота. Она была подарена императором Николаем II вице-адмиралу Александру Родионову в 1905 году.
Фирма Фаберже. Брошь-часы. 1899-1904 гг. Christie’s
Из британской коллекции Гарри Вульфа происходит и эта брошь-часы, выполненная в мастерской Фаберже ювелиром Августом Хольмингом. Золотая основа украшена жемчужно-белой и фисташковой эмалью, инкрустирована бриллиантами и жемчугом. Часовой механизм был создан перебравшимся в Россию в XIX веке швейцарским часовщиком Мозером, основателем компании «Генри Мозер и Ко».
Фирма Фаберже. Рукоятка для зонтика. 1890 г. Christie’s
Выполненная мастером Михаилом Перхиным рукоятка для зонта (£15-25 тыс.) имеет царский провенанс: 22 ноября 1896 года за 110 рублей ее купила императрица Александра Федоровна в мастерской Фаберже в Санкт-Петербурге. Роскошный аксессуар из пурпурина, украшенный золотом, эмалью и драгоценными камнями, уже продавался на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2010 году - тогда за него выручили $134.5 тыс.
Павел Овчинников. Кружка в неорусском стиле. 1889 г. Bonhams
Эта серебряная кружка с перегородчатой эмалью (£15-25 тыс.) была выполнена в мастерской поставщика царского двора Павла Овчинникова. Ее приобрел великий князь Георгий Александрович, и позже преподнес в дар Уильяму Коди (легендарный «Буффало Билл», американский военный и шоумен) с соответствующей гравировкой на основании во время их встречи в Париже. Прототипом изделия стали турецкие сосуды из кладовой Кремля, архитектурные формы которых активно копировали в то время серебряных дел мастера.
Фирма Фаберже. Рамка для фотографий. 1890 г. Christie’s
Небольшая (10,5 см в высоту) рамка в форме воздушного змея была создана из трехцветного золота и мохового агата в московской мастерской Фаберже. Оцененное в £80–120 тыс. произведение - одно из самых популярных видов изделий фирмы и самых трудоемких. На аукционе коллекции Гарри Вульфа будет представлена еще одна изысканная рамка, выполненная в форме мольберта из золота и эмали, оцененная так же, как и этот «воздушный змей».
Материал опубликован на сайте Chk-jewerly.ru