Найти в Дзене
Смотритель

Искусство проведения вечера пятницы или немного об алкоголе в кино

Пожалуй, главная проблема всех фильмов «об алкоголе» в том, что они совсем не об алкоголе, хотя всеми силами и притворяются для нас таковыми.

Давай-ка, сынок, плесни мне хорошего кинца в честь первой пятницы на этой неделе!
Давай-ка, сынок, плесни мне хорошего кинца в честь первой пятницы на этой неделе!

Самый свежий пример ̶ фильм, прошедший в российском прокате под звучным названием «Ещё по одной» (2020), а в оригинале называвшийся «Druk», что в переводе с датского означает «запой». История которая, как кажется из названия, должна была бы рассказывать нам исключительно об алкоголе, действительно делает алкоголь полноценным героем повествования, правда, далеко не самым главным.

Друзья для того и существуют, чтобы пить с тобой слушать твои несмешные истории
Друзья для того и существуют, чтобы пить с тобой слушать твои несмешные истории

В истории четырёх уставших от жизни и работы учителей датской средней школы алкоголь становится всего лишь средством достижения цели, своеобразным допингом, позволяющим получить результат. А он (результат) нужен на работе: ученики и их родители требуют, чтобы на занятиях было и информативно, и интересно. Результат нужен и в семье. Тем, у кого она есть, хочется склеить уже далеко не вчера давшие трещину отношения. Тем, у кого её нет, завести.

Стоит добавить в историю немного водки, и этот предмет становится намного интереснее
Стоит добавить в историю немного водки, и этот предмет становится намного интереснее

Правда, как того и следовало ожидать, алкоэксперимент выходит из-под контроля, а мы наблюдаем всего лишь индивидуальную реакцию каждого из испытуемых на алкоголь. Алкогольная подоплёка сводится к простой формуле «у каждого своя мера», но общий смысл данного фильма на этом, конечно же, не исчерпывается.

Открываешь учебник по истории, а там Черчилль... выпивает
Открываешь учебник по истории, а там Черчилль... выпивает

«Ещё по одной» с большей вероятностью можно назвать фильмом о нелёгкой судьбе учителя. (А нелёгкой она является, как видим, даже в благополучной Скандинавии.) Алкоголь тут ̶ просто яркий штрих, привлекающий внимание к проблеме в целом. Возможно, в том числе и за эту игру со зрителем фильм получил награды европейских и американских киноакадемиков.

Как думаешь, тебе вообще можно пить на работе?
Как думаешь, тебе вообще можно пить на работе?

В третьей режиссёрской работе Стива Бушеми тема алкоголя также заявлена как основная. По крайней мере в российском прокате фильм получил название «Истина в вине» (1996), которое в сочетании с выразительным постером и слоганом «Истина в вине, но в её поисках можно оказаться на дне» настраивает на соответствующий лад.

Не, на работе не пью!
Не, на работе не пью!

Но вместо того, чтобы получить историю о том, как алкоголь создаёт человеку проблемы, получаем историю прямо противоположную. Главный герой потерял работу и возлюбленную не из-за того, что пил, а из-за того, что девушка ушла к его бывшему начальнику. И герой приходит в бар, где находит таких же как он: людей, у которых что-то случилось.

Когда нынешний твоей бывшей заявляет, что может тебя перепить
Когда нынешний твоей бывшей заявляет, что может тебя перепить

Нам показывают только нескольких из них: старик, которому некуда податься, бизнесмен, у которого помимо денег есть большие проблемы с женой, пожилая пара, которым, видимо, просто скучно сидеть дома, а в небольшом американском городке больше и пойти-то особо некуда (действие происходит в США, а так, честно говоря, и не в американском тоже).

Даже здесь будешь продолжать меня пилить?! Или когда жена нашла тебя в баре
Даже здесь будешь продолжать меня пилить?! Или когда жена нашла тебя в баре

Алкоголь и здесь не главное, он опять средство. В данном случае средство заглушить свою боль, убежать от реальности, скоротать время до смерти, разбавить скуку. Наверное, уместно сказать, что кино (в целом, как искусство) не уступает алкоголю в своей возможности давать убежище от реальной жизни. Вот только умирают от него гораздо реже: получить передозировку киноискусством намного сложнее, чем умереть от алкогольной интоксикации. Так что, если всё плохо, вместо похода в бар всегда можно посмотреть кино про бар.

Эй, детка, сейчас я допью, и мы поедем к тебе смотреть кино!
Эй, детка, сейчас я допью, и мы поедем к тебе смотреть кино!

Но это так, к слову, вернёмся же к конкретному фильму. Фильм Стива Бушеми не о выпивке. Это поэтическая зарисовка на тему жизни простого человека в провинциальной Америке. Поэтично уже само оригинальное название фильма (совпадающее, кстати, с названием бара, в котором коротает время главный герой) ̶ «Trees Lounge», в переводе с английского «Под сенью крон».

Ты что, так и не нашёл нормальное кино про выпивку? Мы тут такого не потерпим!
Ты что, так и не нашёл нормальное кино про выпивку? Мы тут такого не потерпим!

Гораздо больше об алкоголе фильм «Пьянь» (1987), снятый по сценарию главного алкоголика всей американской литературы Чарльза Буковски. Опять же можно уточнить: в оригинале фильм называется «Barfly», что дословно можно перевести как «барная муха», а на сленге означает «завсегдатай баров». В фильме рассказывается эпизод из жизни Генри Чинаски ̶ героя всех (кроме последнего) романов Чарльза Буковски.

Генри Чинаски пьёт и пишет рассказы, которые никто не публикует
Генри Чинаски пьёт и пишет рассказы, которые никто не публикует

Пьют тут много и обильно. Пьют не только в баре, но и дома. Пьют утром, днём, вечером, ночью, перед сном, после сна, а в некоторые моменты кажется, что и во время сна. Пьют тут так много, что, кажется, алкоголь заменяет героям еду. Действительно, главный герой, ест только один раз за весь фильм да и то только для того, чтобы были силы подраться с барменом.

Чтобы лучше спалось, нужно плеснуть перед сном. По крайней мере так считают Генри и Ванда
Чтобы лучше спалось, нужно плеснуть перед сном. По крайней мере так считают Генри и Ванда

Созданный Буковски герой даже на работу собирается устроиться только для того, чтобы было на что выпить. «Детка, мы будем пить первосортную выпивку, мы не будем обычными пьяницами», ̶ говорит Чинаски своей подруге Ванде, которая, конечно же, не меньше его любит выпить.

Детка, мы будем пить первосортную выпивку, мы не будем обычными пьяницами!
Детка, мы будем пить первосортную выпивку, мы не будем обычными пьяницами!

Однако даже при такой фиксации на алкоголе этот фильм нельзя назвать в полной степени фильмом про алкоголь. Дело в том, что алкоголь, как бы он ни превозносился, ни поэтизировался, и здесь не самоцель. К концу фильма становится понятно, что алкоголь у Чинаски тоже средство. Средство бунта против системы.

Описывать ужасы этого мира Чинаски предпочитает исключительно под градусом
Описывать ужасы этого мира Чинаски предпочитает исключительно под градусом

Почему бунт? Зачем бунт? А дело в том, что Чинаски, ровно как и сам Буковски, не приемлет окружающий мир в том несовершенном виде, в котором этот мир существует. Бедные страдают, богатые живут в золотых клетках, все несвободны. С такой точки зрения на мир, пить - оказывается единственно верным способом прожить эту жизнь. Если ничего не изменить, остаётся только спокойно взирать на творящийся вокруг хаос, потягивая виски из бокала (ну, или что-то другое, на что хватит денег).

Богатые парни тоже страдают, поэтому тоже не прочь выпить!
Богатые парни тоже страдают, поэтому тоже не прочь выпить!

Прелесть фильма в том, что, как это бывает и в жизни, философия писателя-алкоголика становится понятна не сразу, а постепенно складывается из его диалогов с другими героями повествования. Вот, например, диалог в с барменом:

Ч: Кто-то придумал правило, что каждый должен кем-то стать... Иногда я устаю думать о том, кем я не хочу быть, куда я не хочу ехать.

Б: Ты не должен думать об этом. Думаю, в этом весь смысл не думать об этом.

–	Как вы можете объяснить столь долгие перерывы в вашей трудовой деятельности?      –	Знаете, работать может каждый. А вот вы попробуйте не работать.
– Как вы можете объяснить столь долгие перерывы в вашей трудовой деятельности? – Знаете, работать может каждый. А вот вы попробуйте не работать.

Или вот ещё замечательная фраза из разговора с молодой издательницей Тулли Соренсон, которая пытается вытащить Чинаски из бара и приучить к сытой жизни богача. На все её доводы Чинаски отвечает:

Любой может не быть пьяницей, а чтобы стать им, нужен особый талант. Для этого нужна выносливость.

Чинаски обучает юную издательницу, как правильно заключать контракты
Чинаски обучает юную издательницу, как правильно заключать контракты

Подводя итог, можно сказать, что в фильмах «об алкоголе» самого алкоголя и об алкоголе столько же, сколько и в другом кино, таковым себя не преподносящим. Наверное, в «Большом Лебовски» или же в «Иронии судьбы» об алкоголе сказано точно не меньше, чем в фильмах из этой статьи.

Лайфхак из фильма «Barfly». Показывает, как побороть трясущуюся руку, и выпить, не расплескав. А говорят ещё, что художественное кино ничему не учит!
Лайфхак из фильма «Barfly». Показывает, как побороть трясущуюся руку, и выпить, не расплескав. А говорят ещё, что художественное кино ничему не учит!

Видимо, алкоголь настолько прочно встроен в человеческую культуру, что говорить только о нём вне контекста других проблем не так-то легко. Перефразируя Чинаски, можно заключить: для того, чтобы снять кино об алкоголе, нужен особый талант.

А какие фильмы об алкоголе знаете вы?