Найти тему
Мир в его многообразии

"Церковь Апокалипсиса": тайна Красной базилики древнего Пергама

Оглавление

Древнеримский храм, возведённый для поклонения египетским богам, преобразованный в христианскую церковь с последующей реорганизацией в мечеть, располагается в городе Пергам (Бергама) и примечателен как одна из семи Церквей Апокалипсиса, упоминаемая в главе Второй Откровения Святого апостола Иоанна Богослова. Храм возведённый из ярко-красного огнеупорного кирпича привлекает своими размерами, необычной архитектурой, невероятно богатой и запутанной историей.

Красная базилика в Пергаме. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"
Красная базилика в Пергаме. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

В дар Серапису от Адриана

Римский император Адриан в государственных делах отличался миролюбием и высоким уровнем дипломатии, что позволило Римской империи свести до минимума военные кампании, а самому императору отдохнуть и совершить гранд-вояж по достопримечательностям огромного государства. Во время путешествия по Египту Адриан проникся местной культурой и прежде всего религией, а несчастный случай произошедший с его близким другом Антиноем, утонувшем в Ниле, вдохновил опечаленного императора на создание памятника об почившем товарище в виде храма во имя египетских богов, которые должны были присмотреть за душой Антиноя.

Византийский мост через реку Селинус
Византийский мост через реку Селинус

Только храм был построен не в Египте, а в Малой Азии, вдали от Страны пирамид. Адриан прибыл в Пергам ориентировочно в 133-134 году нашей эры, и принял решение возвести необычное для этих мест культовое сооружение посвящённое египетским божествам. Однако, ввиду длительного нахождения Египта в составе Римской империи стал наблюдаться любопытный процесс синтеза египетских и римских божеств. Так, новый храм возведённый в Нижнем городе Пергама был посвящен богу Серапису - эллинистическому богу изобилия и подземного царства сочетавший в себе черты Осириса и Аида. При этом супругой Сераписа являлась египетская богиня Исида, а сыном у них был Гарпократ. Поэтому, учёные предполагают, что изначально храм Сераписа - Серапеум, был посвящен всем трём божествам одновременно.

На плохом счету у Иисуса Христа

В I веке нашей эры Пергам был центром религиозной жизни Малой Азии. Здесь находились храмы Зевса, Диониса, Афины, Геры впечатляющие своими размерами и убранством. Однако особенностью языческой религии Пергама являлось поклонение правителям - это был первый город, где стали отправлять культ императоров. В частности Цезарю Августу, Траяну и Септимию Северу. Многие языческие паломники стекались сюда, чтобы воздать дань уважения древним божествам и прежде всего излечиться у бога Асклепия в Асклепионе. Поэтому неудивительно, что первые христиане избрали Пергам, наравне с Эфесом и Смирной, в качестве поля боя с язычниками. Но если история деятельности христианских проповедников в Эфесе довольно неплохо известна, то в случае с Пергамом исследователи затрудняются указать, кто здесь был первым миссионером и когда он сюда прибыл.

Предполагается, что первым епископом Пергама являлся некий "возлюбленный Гай" упоминаемый Иоанном Богословом в своём Третьем послании. Преемником Гая в Пергаме стал ученик апостола Иоанна Антипа Пергамский брошенный в брюхо раскалённого медного быка за отказ поклониться обожествлённому императору (Нерону).

В отличии от христиан Смирны Иисус Христос отрицательно отзывался о христианах Пергама, так как по его мнению в местное собрание проникли идолопоклонство и безнравственность, при этом члены собрания искренне полагали, что мессия об этом не прознает. Поэтому неудивительно, что Иоанн поместил одну из церквей Апокалипсиса в Пергам (а всего подобных церквей семь: Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия).

Реорганизация по-византийски

Был ли апостол Иоанн в Пергаме - точно неизвестно. Однако в ранней Византийской империи ориентировочно в V веке было принято решение расширить Серапион путём пристройки к нему трёхнефной базилики с апсидой и посвятить уже христианский храм апостолам Иоанну и Павлу, ранние изображения которых были обнаружены учёными в данной базилике.

Интерьер храма. В стенах просматриваются углубления для балок
Интерьер храма. В стенах просматриваются углубления для балок

Стройка оказалась масштабной. Протекающую у Серапеума реку Селинус спрятали в тоннель протяженностью 200 метров и таким образом передний двор базилики полностью оказался над скрытой рекой. Сама базилика ориентирована с востока на запад и имеет длину 60 метров, ширину 26 метров и высоту 20 метров. Во внутренний зал храма вела огромная дверь высотой 14 метров и шириной 7 метров. По краям от базилики построили две огромные башни назначение которых до сих пор неизвестно. В настоящее время одна из башен используется как мечеть, а другая как склад находок.

При строительстве широко использовали красный кирпич, отчего храм получил народное название Красной базилики, хотя официальное название - храм Святого Иоанна. В VII веке строение было разрушено в результате нашествия арабов, а во времена Османской империи сохранившиеся помещения использовались в качестве тюрьмы. В настоящее время большая часть базилики является музеем. Стоимость входа по состоянию на 2021 год - 12,5 лир.

Тайны подземелий

Необычный вид сооружения долгое время ставил исследователей в тупик не имевших возможность точно идентифицировать объект, полагая, что это могли быть библиотека, дворец или общественное здание. Обнаружение во внутреннем дворе фрагментов статуй египетских богов и вовсе сбило с толку учёных. Только в результате проведения масштабных раскопок в 1930-х годах, когда были снесены лачуги местных жителей, было высказано мнение, что это культовая постройка вобравшая в себя архитектуру разных государств.

Но более всего восхищают обширные и запутанные подземелья Красной базилики, которые до сих пор полностью не исследованы. С одной стороны, это две обычные византийские цистерны длиной 15 и шириной 13 метров с подпирающими потолок колоннами высотой 4 метра, а с другой - помещения для проведения различных таинств и обрядов, на что указывают остатки фресок, лепнины и небольших ниш. Обнаруженные тоннели пролегают под территорией храма с запада на восток и севера на юг, пересекаясь под алтарём базилики. Высота тоннелей составляет два метра, а ширина 70 см, что делает их удобными для перемещения. Учитывая тот факт, что из некоторых тоннелей ведут вертикальные шахты к боковым башням, был сделан вывод об первоначальном назначении подземных коммуникаций - вентиляция комплекса по типу храма Святой Софии в Константинополе.

Другие протяженные тоннели, которые до сих пор полностью не расчищены, вероятно использовались для тайного перемещения священнослужителей и особо важных гостей. Проводивший археологические изыскания на территории базилики немецкий археолог Ульрих Мания делает вывод, что большая часть обнаруженных коммуникаций вообще не использовалась после их создания и поэтому малоинтересны для историков, однако отчёт о производимых здесь ещё в 2002 году масштабных археологических раскопках он не спешит публиковать для широкой публики.

Неужели та самая церковь?

Красная базилика Пергама преподносится для доверчивых туристов именно как одна из семи церквей Апокалипсиса (или церквей Откровения - равнозначно) упоминаемая апостолом Иоанном в Откровении. Однако, дотошный немецкий коптолог Отто Майнардус отмечает, что в Пергаме было целых четыре раннехристианских храма, каждый из которых может претендовать на роль "церкви Апокалипсиса". Первую из них раскопал в нижней Агоре Вильгельм Дёрптфельд (не сохранилась). Вторую откопали возле храма Афины на Агоре (остатки фундамента здания длиной 13 метров). Третий храм был обнаружен на террасе Пергамского театра (остались следы фундамента). И наконец четвертый храм, это знаменитая Красная базилика.

Вид на Красную базилику из древнего Пергама
Вид на Красную базилику из древнего Пергама

Вдобавок ко всему, Отто Майнардус отмечает, что под "церковью Апокалипсиса" может подразумеваться не конкретная церковь в виде здания, а непосредственно город, где христиане подвергались гонениям или даже само христианское собрание, в котором нарушаются заповеди Бога. Думается, здесь уже каждый сам для себя определит истину, но при посещении Пергама рекомендуется осмотреть величественные руины Красной базилики - храма Святого Иоанна.

Рубрика "Путешествие по Турции":

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!