Найти тему
Remont1969

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 3. Вспомогательные силы - пикап Минерва

Машина-тендер Minerva GG 28/50 CV былf включены в состав, созданного в середине 1916-го года автоброневого подразделения австралийских добровольческих сил - 1st Armoured Car Battery. Ничего необычного в этой машине не было, просто хороший автомобиль, переделанный в пикап. Но подразделение для Австралийских Имперских Сил (AIF) знаковое и машина-тендер есть почти на всех фотографиях вместе с броневиками, поэтому короткая история этой боевой машины стоит хотя бы упоминания.

Minerva "box-tender"/Пикап для перевозки амуниции на шасси Минерва

Страна: Австралийский союз (Доминион Великобритании)

Год выпуска: 1916

Производитель: Vulcan Engineering Works

Кол-во: 1

Вооружение: не предусматривалось

Экипаж: 2 + 6 десант

Грузоподъемность: 500 кг

Бронирование: не бронировалась

Шасси: Minerva type GG 28/50CV

Двигатель: 50 л.с., 5900 см³

На первый взгляд создание первым качественной боевой машины - танка или бронеавтомобиля сразу должно решить проблемы, вот Вам военные "вундеваффе", теперь задача только победить. С этим связано множество пропагандистских штампов и заблуждений, в которых отстаивается право быть "родиной слонов". Но не всё то правда, что кажется. Любое оружие, впрочем как и любое орудие может применяться только в окружении сопровождающей техники и сервиса, то есть надо не просто создать завидный образец боевой техники, но и сформировать под него боевые подразделения, которые позволят применять это самое оружие наиболее эффективно и долго. Поэтому при формировании первой части броневой части австралийских экспедиционных сил было уделено внимание не только созданию непосредственно броневиков, но так же были предусмотрены машины, которые должны были выполнять роль подвозчика боеприпасов и разведки.

1st Australian Armoured Car Section в Мельбурне, машина-тендер в центре между броневиками
1st Australian Armoured Car Section в Мельбурне, машина-тендер в центре между броневиками

1st Australian Armoured Car Section, как и остальные части Австралийских Имперских Сил (AIF), был подразделением добровольцев. Вся техника была подарена "неравнодушными" гражданами, которые были настолько неравнодушны, что и сами пошли служить в эту часть. За исключением Сола Грина (Sol Green), который был донатором 50-ти сильной Минервы, чья роль в создании и боевой работе ограничилась только автомобилем. Сейчас сложно предположить очередность событий, не было ли идея построить три броневика и просто не хватило брони и денег, или сразу планировалась одно вспомогательная машина, но факт остается фактом - возможно самый люксовый и самый престижный автомобиль из троицы подаренных - бельгийская Минерва была передела в пикар-тендер, а британский Даймлер и германский Мерседес были бронированы.

Minerva type GG 28/50CV
Minerva type GG 28/50CV

К началу Великой войны автомобили Минерва, выпускавшиеся в Антверпене, продавались под слоганом - "The Car Of Kings and Queen" - Автомобиль Королей и Королев, и это была не просто реклама, это была констатация факта, бельгийский самобеглые коляски использовали в качестве личного транспорта королевские династии Бельгии, Швеции и Норвегии, и например "автомобильный король" - Генри Форд. Скорее всего в австралийской бронесекции использовался автомобиль Minerva type GG 28/50CV, так как упоминается только то, что он был 50-ти сильным. Как и британский Даймлер, Минерва была оснащена двигателем с бесклапанной системой газораспределения Найта, что было в те времена чуть ли обязательным признаком для машины высокого класса, что обеспечивала при правильным настройках отличную приёмистость и плавность хода. Для боевых машин была крайне необходима высокая мощность, поэтому и в Великобритании первыми настоящим бронемашинами были бронированные Роллс-Ройсы, так как только машины высокого класса не гнались за экономией топлива и оснащались максимально мощными моторами.

Машина-тендер Минерва на базе в Минье.
Машина-тендер Минерва на базе в Минье.

Переделка Минервы из люксового автомобиля в "тендер" так же производилась на Vulcan Engineering Works. На месте заднего сидения и багажника была оборудована грузовая платформа. После переделки машина-тендер могла перевозить до 500 кг груза или 8 человек. У качестве груза выступало топливо, запасные части, патроны к пулемётам и экипажи боевых машин, что было особенно важно при смене дислокации, так как находится в тесном бронекорпусе в небоевой обстановке всему экипажу броневика была просто-напросто неудобно. Как и на бронемашинах на машине тендере на лобовом листе кабины было написано - Australia, видимо что бы британские солдаты сразу не начали стрелять по малоизвестным машинам появившимся в их расположении.

-4

О том, как эксплуатировалась машина-тендер в ходе операций против синуситов в Ливии и Южном Египте нет никакой информации. Но учитывая отсутствие бронекорпуса и низкий центр тяжести возможно это была самая проходимая по пескам машина 1-й Австралийской бронеавтомобильной батареи (1st Armoured Car Battery), такое название получила Секция бронеавтомобилей при поступлении на базу британской армии в Минье. Кроме проходимости главным недостатком всех машин австралийского подразделения и броневиков на шасси Даймлер и Мерседес, и тендера на шасси Минерва, и даже мотоцикла Нью Хадсон была их уникальность. Дорогие и сложные в эксплуатации автомобили, два из которых имели нежные и сильно зависящие от настройки бесклапанные двигатели, требовали квалифицированного обслуживания и оригинальных запчастей, которых, за исключением тех, которые привезли с собой в августе взять было просто неоткуда. Итог был закономерен, уже в начале декабря, после трех месяцев эксплуатации вся техника 1st Armoured Car Battery была отправлена на склады хранения в Каир, а сама часть быдла перевооружена на стандартные лёгкие Форд-Т. Единственной машиной вернувшейся в Австралию после окончания войны как раз и оказалась Минерва, которая в итоге была продана на аукционе за 18 фунтов в 1921-м году.

Те же что и на первом фото, но уже с экипажами:-))
Те же что и на первом фото, но уже с экипажами:-))

Другие статьи о броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях со стороны союзников и машинах на шасси Минерва можно посмотреть здесь:

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 1. Бронированный Даймлер.

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 2. Бронированный Мерседес.

Бельгийские пионеры. Часть 2. Automitrailleuse Minerva. Первые серийные бронеавтомобили

5.15. Бельгийские пионеры. Часть 8. Automitrailleuse Minerva. 1914. Полубронированные самоделки.

5.16. Бельгийские пионеры. Часть 9. Autocanon Minerva. 1914. Красиво, но бесполезно.

5.17. Бельгийские пионеры. Часть 10. Automitrailleuse Minerva. 1914. Командирская Минерва или Пежо?

5.19. Бельгийские аутсайдеры. Часть 16. Automitrailleuse Minerva. 1928. Последняя бронированная Минерва.

5.20. Бельгийские пионеры. Часть 17. Automitrailleuse Minerva. 1919. Модернизация первых броневиков.

5.21. Бельгийские пионеры. Часть 18. Automitrailleuse Minerva. 1928. Теперь и с башней.

Германские бронетяги. Часть 5. Radpanzer Minerva М1914. 1916. Германский фейслифтинг бельгийского броневика.

На службе короне...в Индии Часть 20. Minerva Armored car Indian Pattern. 1915. Не только в Бельгии...

Жестянка Лиззи для России. Ford Model T RNAS Armoured Car. 1916. Настоящая "техничка".

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.

Первый польский броневик. Ford FT-B. 1920. Жестянка Лиззи в бронированной конфедератке против РККА.

Источники:

David A Finlayson & Michael K Cecil. Pioneers of Australian Armour in the Great War. Pen & Sword Military. 2017

Алексей Васильев. Забытые имена. Глава 13. Minerva https://www.drive2.ru/b/85809/

https://www.awm.gov.au/advanced-search?query=1st%20Armoured%20Car%20Battery&collection=true&facet_type=Photograph

https://www.gracesguide.co.uk/New_Hudson_Cycle_Co

https://www.veteranvogn.no/historikk/kongelige-minervaer/