Найти тему

Исследование «Значимые Фигуры»

Описание исследования, которое можно провести самостоятельно…

Вам понадобятся: один лист не меньше А4, ручка, 15-20 минут.

Коллаж 1
Коллаж 1

Для тех, кому удобнее слушать и смотреть, а не читать:

Весьма занятное исследование предложил Роби Фридман – директор Израильского Института Группового психоанализа, вице-президент Израильской Ассоциации Групповой Психотерапии, в ходе международной конференции на тему «Идентичность групп-аналитика: соединяя индивидуальное и коллективное», организованной Международной Школой Группового Психоанализа (г.Москва) и состоявшейся 20-го и 21-го ноября 2021г.

У этого исследования нет точного названия, плюс «трудности перевода», но исследование корректно и условно можно назвать «(Мои) Значимые Фигуры».

Убедительная просьба и важное условие – НЕ читайте ключ и интерпретации*, пока полностью не завершите исследование (иначе абсолютно большая часть исследования исчезнет безвозвратно).

*Роби Фирдман дал весьма лаконичные пояснения к ключу и совсем не давал интерпретаций, далее – пояснения к ключу и интерпретации — мои.

Это исследование следует проводить тогда, когда вас никто и ничто не может перебить или побеспокоить, так как оно предназначено только для вас лично и больше ни для кого.

1. Лист А4 расположите по горизонтали.

2. В самом центре листа нарисуйте круг или треугольник, или другую геометрическую фигуру и впишите в неё «Я».

Коллаж 2
Коллаж 2

Женщины чаще обозначают себя в круге, мужчины — в треугольнике, но форма геометрической фигуры не имеет особого значения.

Важно лишь это: далее все мужские объекты желательно (но необязательно) рисовать одинаковой формы (например, все мужчины — в треугольниках), как и все женские фигуры (например, все женщины — в кругах).

Это нужно сделать для того, чтобы потом попросту не спутаться.

3. Определите для себя — что для вас значит само понятие «Значимый/ Значимая»?

Кто такой «Значимый/ Значимая», и чем он/ она отличается от «Незначимого/ Незначимой»?

4. Нарисуйте, расположите по листу все значимые для вас фигуры в том порядке, расположении и последовательности «как бог на душу положит» (в любом месте листа) по принципу – «Чем ближе ко мне, тем больше эта фигура Значима для меня».

Нарочно не привожу пример на рисунке, чтобы не вмешиваться в ваш процесс.

Внутри каждой фигуры впишите некое обозначение, например, имя человека, чтобы впоследствии не перепутать и не забыть — кто конкретно здесь нарисован (например, «мама», «родители», «Иван», «муж», «дочь» и т.п.).

5. Когда сочтёте, что исследование вы завершили, дайте себе 1-2 минуты (не торопитесь), чтобы вспомнить – кого вы забыли нарисовать?

Скорее всего, что кого-то забыли…

Вспомнили?

Внесите/ нарисуйте «забытых» на листе.

НЕ читайте далее, пока не завершили процесс.

Нарочно дублирую здесь ту же иллюстрацию, чтобы вы случайно не заглянули в Ключ.

Коллаж 2
Коллаж 2

КЛЮЧ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. Те фигуры, которые оказались на листе левее вас – это Прошлое.

Возможно, что вы уже «оставили» этих людей в своем прошлом либо осознанно или бессознательно хотели бы оставить их в прошлом, - это в целом, и вы имеете право интерпретировать — что такое «прошлое» в контексте, например, отношений/ историй с теми, кто оказался на рисунке левее вашей фигуры.

2. Те фигуры, которые оказались на листе правее вас — это Будущее.

Возможно, что вы хотели бы, осознанно или бессознательно, не расставаться с этими людьми, «оставить их себе (навсегда)», вы хотели бы, чтобы эти фигуры присутствовали в вашей жизни и в будущем, - это в целом, и вы имеете право интерпретировать — что такое «будущее» в контексте, например, отношений/ историй с теми, кто оказался на рисунке правее вашей фигуры.

Коллаж 3
Коллаж 3

3. Сверху или Снизу — это про Иерархию.

Те, кто оказался на рисунке выше вашей фигуры, возможно, идеализированы вами, возведены «на пьедестал», «недосягаемы» для вас и подобное.

Например, на моём рисунке выше меня оказались те значимые для меня фигуры, которых нет в живых (как «ангел», «святой», «очень значимый и бестелесный», «где-то там, далеко» и т.п.).

К фигурам, оказавшимся ниже вас, соответственно, применяется интерпретация прямо противоположная той, которая назначается фигурам, оказавшимся выше вашей.

Коллаж 4
Коллаж 4

Также стоит обратить внимание на те фигуры, которые вы расположили ровно под своей фигурой или ровно над своей фигурой.

Как считаете — что бы это значило?

Возможно, кто-то довлеет над вами, или вы хотели бы «особого внимания/ влияния» данной фигуры, оказавшейся ровно над вашей «головой»?

Увидеть/ Разглядеть того, кто находится ровно над нашей головой — весьма сложное занятие, ведь придется либо передвинуть себя вправо/влево, либо весьма неестественно задрать голову вверх...

Возможно, вы хотели бы (осознанно/ неосознанно) кого-то «подмять под себя» или «не видеть» того, кто оказался прямо под вашими «ногами» (ведь, если человек находится прямо под нами, то нам его как бы и «не видно»)?

Любопытно, что данное исследование — (условно) «одноразовое».

Когда мы уже знаем ключ, то становится очень сложным внести на рисунок те фигуры, о которых мы, конечно же, вспомнили после того, как завершили исследование, узнали ключ и проинтерпретировали наш рисунок.

«Ага, я вспомнил(а), что не нарисовал(а) еще пару человек! А они ведь значимые!.. И куда их теперь… выше, ниже, справа, слева!?»

Полагаю, вот эти, позже «всплывшие», фигуры — предмет особого исследования и вопросов к самим себе.

Почему мы «забыли» про них во время исследования и не «вспомнили» о них, когда дали себе еще 1-2 минуты на «вспоминание»?

...Заметная часть коллег, участвовавших в исследовании на конференции, «забыли» нарисовать своих личных психоаналитиков, вне зависимости — насколько давно завершился личный анализ и находится ли коллега в анализе на данный момент.

Я интерпретирую это так…

«Свой» («личный») психоаналитик, точнее его интроект, настолько интегрирован во внутреннюю реальность, что становится невозможным «отщепить»/ «отцепить» его от себя и воспринять не только, как «отдельного» человека (как «другого взрослого»), но и хотя бы «отделить» от себя в весьма символической форме круга/треугольника на листе бумаги.

С одной стороны, так и должно быть. Интроект психоаналитика и «должен» оставаться навсегда или очень надолго.

С другой стороны, возникает неизбежный образ пуповины, которую ребенок не в силах разорвать.

Мол, «мой» психоаналитик — он же Вечный, он Навсегда, его «не может не быть», и даже символическое изображение, но отдельно от себя (как «другого взрослого»), может восприниматься чуть ли не так «убийство» большой/значимой части себя.

Настолько большой и воспринимаемой в качестве «естественно-своей» (личной/ присвоенной), что «отделение» от себя — это почти так же странно и противоестественно, как нарисовать какую-то часть своего тела отдельно от себя, рисуя автопортрет.

...И еще один вопрос в финале: женских или мужских значимых фигур получилось больше? Почему?..

Обращайтесь, если что… (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Нечаева Е.А.