Третий квартал 2021 года вращался вокруг двух равноважных федеральных тем – выборов в Госдуму и просветов между волнами COVID-19, в которые эти выборы желательно было провести. По-крупному замысел удалось осуществить, напряженное лето будто бы ослабило хватку к середине сентября, заменив волнения в душах региональных пенсионариев на волнение Средиземного моря в заново приоткрытой Турции.
Ярких неожиданностей, способных перевернуть медиакартину квартала, не произошло, если не считать повсеместного удорожания всего (продуктов, одежды, строительных материалов), за которое чиновникам на местах пришлось отдуваться в первую очередь.
Особенной критики удостоились цены на запасаемые продукты. Во-первых, потому что запасами на зимний период чаще занимаются социально незащищенные слои населения. Во-вторых, возросшие цены на продукты питания, приобретаемые шагом в год, создают ощущение обвала. Было рубль – стало пять. Стоит заметить, что профильные структуры в медиа все еще удается отыгрывать эту неудобную ситуацию и реальными шагами, и «подсветкой» этих шагов.
Другая достаточно легкая, но при этом широко освещаемая тема квартала – электросамокаты. Второй сезон крупные города Татарстана оказываются во власти носящейся по тротуарам молодежи. Этим летом ситуацию было принято разруливать организационными методами. В «битве при кикшеринге» засветились многие местные полководцы, представители исполнительной власти региона.
Локально, для районов Татарстана, звучащими темами оказались празднование Дня республики в Челнах – на концерт без масок пришли 100 тысяч человек, учения ВОЗ, массовые отравления в заведениях общепита, рост алкогольных отравлений, открытие парков и набережных, обмеление Волги и многие другие. Со списками событий персон можно познакомиться в нашей системе «ПромРейтинг.Анализ».
ТОП-5 медиа-эффективных руководителей за III квартал 2021 года
Метшин Ильсур Раисович, мэр Казани
Медиакоэффициент мэра Казани сократился по сравнению с предыдущим кварталом почти на четверть, однако даже это позволило ему не только удержаться, но и существенно опередить по показателям своих коллег по нашему рейтингу. Относительное спокойствие лета выявило яркие профессиональные качества пресс-службы мэрии, которая как всегда грамотно и на всех площадках отрабатывала присутствие градоначальника в повестке.
При этом, в ходе летних и уже традиционных подтоплений улиц города, команда Метшина постаралась информационно сгладить естественный негатив со стороны горожан. Казанцам терпеливо и ежедневно рассказывали как о причинах потопов, так и том, как ведется борьба с их последствиями.
Стоит отметить, что фактор бродячих собак мэрия в этот раз обратила в свою пользу. Несколько громких инфоповодов, прозвучавших на всех социальных площадках показали Ильсура Метшина только с позитивным оттенком.
Определяющим моментом в третьем квартале для главы столицы республики стали и несколько крупных строек – Вознесенский тракт, дублер Горьковского шоссе и т.п. А кроме того, яркая и насыщенная работа мэрии в период предвыборной кампании – она прошла в городе без громких скандалов, а это значит, что и на фоне летнего затишья мэр Казани уверенно удержал первое место в нашем рейтинге.
Инфоповоды, повлиявшие на позицию в рейтинге:
- Работа по бездомным собакам — заявление Метшина о том, что стоит задача «сделать Казань городом без бродячих животных», инициатива в Госдуму о новом законе о беспризорных питомцах, проведение акции «Дай лапу друг», мэр Казани забрал домой пса из приюта – инфоповоды прозвучали в федеральных и региональных СМИ, а также соцсетях и мессенджерах с практически полной позитивной окраской действий градоначальника.
- Проведение Единого дня голосования, бесплатный проезд, организация мероприятий, льготы для проголосовавших – регулярно анонсируемые ранее на всех площадках инфоповоды, и в итоге успешно проведенные мероприятия были позитивно оценены не только в медиапространстве, но и в комментариях в социальных сетях.
- Строительство Вознесенского тракта, перенос коммуникаций, выкуп построек, посещение площадок – регулярно освещаемый на всех медиаплощадках инфоповод с нейтрально поданным акцентом.
- Неоднократное подтопление улиц города после дождей – объяснения мэрии некачественной работой ливневок действиями самих граждан, отработка негатива в социальных сетях, явная критика в мессенджерах — все эти инфоповоды, больше звучавшие в соцсетях и телеграмм-каналах не смогли оказать явно негативного воздействия, мэрии удалось максимально возможно снизить вал критики
- Кадровые перестановки в мэрии – новые руководители молодежного и транспортного комитетов, новый глава ГУП «Метроэлеткротранс», тестирование электробуса и введение беспилотника в метро – инфоповоды городского масштаба, тем не менее, активно звучали не только в региональных, но и ряде федеральных СМИ, а также регулярно освещались на платформах соцсетей.
Хохорин Артем Валерьевич, министр внутренних дел по РТ
Новичком ТОП-5 нашего рейтинга глава МВД впервые стал благодаря начавшейся борьбе с финансовой пирамидой «Финико» и ее более мелкими последователями. Большой общественный резонанс и постоянное присутствие в повестке существенно помогли Артему Хохорину в его успешном продвижении на первые позиции. На имидж ведомства позитивно повлияли регулярные обращения к гражданам в связи с действиями мошенников и озвученные в СМИ ожидания общества в этом плане. Сказалось и отсутствие явных провалов в работе ведомства, которые бы активно прозвучали в медиаполе.
В то же время, команда министра явно старается работать с классическими СМИ, пока явно недорабатывая с соцсетями и практически игнорируя мессенджеры и комментарии на всех площадках. Есть резервы в работе с медиа и лично для самого Хохорина.
Между тем, активная и оперативная повседневная работа пресс-службы МВД по РТ в освещении расследования и раскрытия разного рода преступлений в этот спокойный период и помогла своему шефу занять небывало высокие позиции.
Инфоповоды, повлиявшие на позицию в рейтинге:
- Расследование дела Финико и Френдекс, поиск пострадавших, обращения к жителям РТ по пирамидам – регулярный инфоповод в федеральных СМИ, большой общественный резонанс
- Дело «положенца» по Татарстану Нейдера, предъявление обвинений криминальному авторитету – регулярно освещаемый в СМИ всех уровней инфоповод с преимущественно положительной окраской работы ведомства
- Дело по взяткам против руководителя Фонда Соцстраха по РТ П.Лоханова – громкий инфоповод федерального уровня, где именно МВД и лично Артем Хохорин вышли на первые роли среди всех силовых структур
- Массовые драки в Заинске, Елабуге и Нижнекамске, оперативное задержание зачинщиков, введение комендантского часа в «городе химиков» — инфоповоды федерального уровня, также с положительной оценкой работы полиции
- Позитивные инфоповоды в СМИ и соцсетях регионального масштаба — ветеран МВД РТ спас ребенка на Каме. Полицейский спас пенсионера, которого укусила оса — благодарность Хохорина, резонанс в соцсетях. Помощь постовых мужчине, потерявшему память и пенсионерке, сломавшей ногу. Быстрое раскрытие убийства в лифте в Казани – явно положительные инфоповоды, получившие распространение в СМИ регионального и районного уровня, а также в соцсетях и вызвавшие явный позитив в комментариях.
Нафиков Илдус Саидович, прокурор РТ
Руководителю главного надзорного органа республики удалось сохранить свои позиции благодаря как всегда активной работе ведомства в медиапространстве. Также прокуратура по традиции приняла самое активное участие в расследовании наиболее криминально резонансных событий отчетного периода. Это и приговор экс-главе ТФБ Роберту Мусину, который получил 12 лет, дело «Финико», дело главы фонда Соцстраха РТ, ну и конечно происшествия, не связанные с преступным миром – отравление детей в аквапарке «Ривьера», проверка в Спасском районе, где старинные храмы превратили в коровники, выезды прокуроров на места ряда смертельных ДТП и т.п.
Именно с позиции прокуратуры освещались и большинство криминальных инфоповодов, занявших существенное место как в традиционных СМИ, так и в соцсетях. При этом, пресс-службу прокуратуры по традиции можно назвать наиболее оперативной среди всех силовых структур Татарстана.
Инфоповоды, повлиявшие на позицию в рейтинге:
- Приговор Мусину по делу о крахе ТФБ — 12 лет. До этого регулярное освещение выступлений представителей прокуратуры в суде – тот самый информационный раздражитель, который постоянно держал в тонусе СМИ, соцсети и мессенджеры. При этом действия прокуратуры преимущественно находили положительную оценку в комментариях.
- Дело Финико, прием прокуратурой РТ более 1000 заявлений от пострадавших – громкий инфоповод федерального масштаба с нейтральной окраской действий ведомства.
- Массовое отравление детей в аквапарке Ривьера, проверка, уголовное дело – резонансный инфоповод для СМИ всех уровней, соцсетей и мессенджеров, причем озвученный и поданный именно надзорным ведомством.
- Приговоры по бытовым убийствам, кражам, грабежам и прочему криминалу — регулярные сводки в СМИ
- Невольное участие в предвыборной кампании в Госдуму РФ – отстранение за участие в экстремистских организациях ряда кандидатов, прием и рассмотрение заявлений и жалоб оппозиционных политиков из Н.Челнов по обвинениям в адрес гендиректора телеканала «ТНВ» И.Аминова (назвал невакцинированных граждан «баранами» в прямом эфире – все эти инфоповоды вызвали громкий резонанс в СМИ с нейтральной оценкой работы надзорного ведомства.
Садыков Марат Наилевич, министр здравоохранения РТ
В предыдущем квартале мы отмечали, что на данный момент медиаэффективность министра здравоохранения Татарстана напрямую связана с волнами распространения коронавируса. Когда заболеваемость снижается, на спад идет и освещение работы ведомства в медиапространстве, не требуется отработка сложных случаев и сопутствующие комментарии. Как только заболеваемость идет в рост, на первые роли вновь выдвигается Минздрав со своей системой отработки информационных поводов. Так и произошло. В третьем квартале ковид несколько отошел в повестке на второй план – как следствие и Марат Садыков уступил в нашем рейтинге две позиции.
Впрочем, так или иначе, все равно показатели министра здравоохранения РТ пока практически наполовину связаны с «коронавирусной повесткой». Это и вакцинация, и перебои с поступлением препарата, и проведение прививочной кампании на предприятиях и организациях республики. А, кроме того – работа врачей в «красных зонах» больниц.
Все эти темы регулярно и с положительно-нейтральной окраской работы ведомства находили отражение в информационной повестке, где стоит отметить активизировавшуюся работу пресс-службы министерства с комментариями в соцсетях. В этот период негатива было заметно меньше, нежели во втором квартале. Ну а то, что Минздрав РТ по традиции находится на первых ролях в классических СМИ всех уровней, стало уже доказанным фактом.
Инфоповоды, повлиявшие на позицию в рейтинге:
- Вакцинация от коронавируса, отмечали перебои с поставками препарата, регулярное еженедельное проведение прямых эфиров и пресс-конференций по актуальным вопросам, публикация данных по заболеваемости и смертности от коронавируса – постоянный информационный раздражитель для СМИ всех уровней и соцсетей
- Массовое ДТП с автобусом на трассе в Рыбно-Слободском районе, лечение пострадавших – громкий федеральный инфоповод озвученный именно с позиции ведомства
- Лечение детей после массового отравления хлором в Ривьере – опять же громкий инфоповод федерального масштаба с позитивной оценкой работы министерства как в СМИ и соцсетях, так и в комментариях
- Жалобы сотрудников на главврача Зеленодольской ЦРБ, дошло до суда, Минздрав РТ оперативно озвучил свою позицию – оценка работы ведомства получила преимущественно нейтрально-критичную оценку в ряде СМИ всех уровней и особенно в соцсетях и мессенджерах
- Строительство ФАП в районных республики, невиданное ранее трехкратное вручение новых машин для районных больниц Минздрава РТ – инфоповоды нашли отражение в СМИ всех уровней и социальных сетях с позиции ведомства
Липский Валерий Андреевич, руководитель следственного управления СКР по РТ
И вновь представитель уже другого силового ведомства республики стал новичком «первой пятерки» данного медиарейтинга. При этом лично Валерий Липский проявил даже большую активность в повестке с оценками и комментариями, нежели его коллега из МВД по РТ. Эксперты характеризуют главу татарстанского Следкома как на данный момент наиболее открытого для общественности руководителя силовых структур региона. Также наиболее доброжелательную оценку из них его работа получает в социальных сетях и комментариях.
В то же время, представители СМИ оценивают деятельность пресс-службы ведомства как наименее оперативную и открытую из всех правоохранительных органов региона. Так что, информационной команде Липского есть куда расти и в каких направлениях двигаться – это социальные сети и мессенджеры, где СУ СКР по РТ фактически не представлен.
Инфоповоды, повлиявшие на позицию в рейтинге:
- Продолжение дела о расстреле 175-й школы Казани, поручение Бастрыкина помочь родителям погибших и пострадавших детей, неоднократное посещение учебного заведения лично Липским – регулярные инфоповоды федерального уровня с нейтрально-положительной оценкой работы ведомства.
- «Интервью без галстука» — Татарстан ждут задержания крупных «птиц высокого полета» – информационный повод, растиражированный в СМИ всех уровней и вызвавший резонанс в соцсетях и мессенджерах с позитивной оценкой в комментариях
- Поручение Бастрыкина — разобраться с беспорядками в Нижнекамске, где после драки мигрантов ввели комендантский час – инфоповод был подан с позиции ведомства и прозвучал в федеральных и региональных СМИ
- Следователь из Татарстана стал донором костного мозга для тяжелобольной 3-летней девочки – ярко выраженный позитивный инфоповод, растиражированный в пабликах в социальных сетях и СМИ всех уровней с положительной оценкой в комментариях
- Раскрытия дел по уходам от налогов, расследования бытовых убийств, смертельных ДТП, несчастных случаев на производстве – регулярно звучащие в СМИ всех уровней темы, подаваемые с позиций ведомства.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
В итоговый медиарейтинг вошел 101 руководитель-госслужащий Татарстана. Среди них: министры, главы ведомств, входящие в Кабинет Министров РТ, руководители силовых ведомств, мэры городов республиканского значения и главы муниципальных районов.
Период исследования – третий квартал 2021 года, временной промежуток с 1 июля по 30 сентября.
Читайте подробности рейтинга на нашем сайте.