Найти в Дзене
Екатерина Барагузина

Темнота, неуверенность и невежество или почему боязнь - худший фундамент для благочестия?

Боявшийся человек отнюдь не преобразиться, не станет более благочестивым. Прежде всего, потому что он несамостоятелен. И зависим. А психология зависимого человека настроена чаще всего не на то, как сделать так, чтобы мир стал совершеннее, а что мне сделать так, чтобы на меня не разгневались бог, духовенство, жрецы, правители.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Древний человек стоит перед изображениями божеств, уверенный в своей слабости перед ними, в своей покорности судьбе как некой слепой силе. Боги такие грозные, всемогущие, что их надо чтить, совершать им подношения, совершать службы, - думает он.

И идеи по улучшению общества у такого человека просто чаще всего не выходят на первый план. Слишком много у него еще опасений, предубеждений. Прежде всего насчет самого себя и правильности своих действий. Если я зависим от божеств, то я лучше их задобрю. А совершенствовать мир... Разве не разгневаются боги, что я нарушаю установленный ими порядок?

В одной из прошлых публикаций я писала о том, что религия подпитывает страх, поэтому не позволяет с ним справиться. В этой же статье я бы хотела раскрыть еще глубже, почему боязнь никак не может сделать человека лучше и какие худшие качества она в человеке позволяет раскрыть.

Страх отнюдь не способствовал преображению морального облика. Он порождал смятение, постоянное отсутствие внутреннего спокойствия. А разве эти состояния могут как-то принести что-то хорошее? Наоборот, они делали общество гораздо более нестабильным. Какова же картина мира, где правит страх перед высшими силами и полное послушание церкви?

Вокруг царит необычайно напряженная обстановка, люди с ужасом ожидают грядущих бедствий. С полными надежды и отчаянья одновременно глазами они взирают на священника, которого считают носителем воли божьей. И ждут, что он их успокоит, заявит, что их дела угодны Богу. "Хоть бы святой отец успокоил нас, и объявил, что ужасная расплата и попадание в ад минуют нас, а конец света будет отсрочен" - проносится по рядам прихожан.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Если же этого не происходит, страх окончательно завладевает людьми, находящимися в отчаянье. Подозрительность все увеличивается. И начинаются поиски козла опущения. "Наверное это из-за колдовства и безбожия" - распространяются слухи. Невежественные люди вспоминают, кто их личные враги, чтобы потом сделать их виноватыми в своих бедствиях, осудить за "ведовство и богоотступничество" и избавиться от них.

И после этого агрессивная толпа шла уничтожать "ведьм", совершала погромы людей другой веры, подбрасывала хворост в костры, на которых горели несчастные инакомыслящие, названные еретиками.

Все законы против ведьм и ереси, все указы средних веков и более ранних и поздних времен, призывающие к расправе над инакомыслящими - это именно из-за этого страха. Все попытки силой навязать господство догмы проистекают отсюда.

В противовес настоящей порядочности

Посмотрите, средневековье пропитано насквозь страхами: перед дьяволом, карающим богом, мертвыми, адом, страшным судом, церковью, королями. Но разве страх сделал людей порядочнее? Разве стали люди, которые трепетали при мысли о любом изменении в их жизни, любом скачке и прорыве на самом деле благонравными?

Как раз наоборот.

Для не желающих следовать идеалам "набожной жизни", созданным церковниками, устанавливали самые жестокие наказания еще в земной жизни. И эти наказания поддерживались официально законом. А о какой доброте и справедливости со стороны церкви может идти речь, когда человека могут сжечь за "ересь?" Когда за то, что кому-то показалось, что человек как-то не так высказался о поведении духовенства и его несоответствии христианским нормам, могут повести в подвал и подвергнуть невообразимым пыткам?

А всякий индивидуальный взгляд вне постулатов считается и уголовным преступлением и страшным грехом одновременно.

Духовенство взращивало страх, который выливался в ужасы охоты на ведьм, ужасающего преследования несчастных людей
Духовенство взращивало страх, который выливался в ужасы охоты на ведьм, ужасающего преследования несчастных людей

В кодексах той эпохи предписывалось карать за переход из господствующей религии, любое высказывание, противоречащее догме, колдовство. За любое движение свободной мысли и за любое свободное слово.

Боящиеся люди могли предать ужасной смерти всех, кто по их мнению выбивается из их коллектива. А все из-за того, чтобы успокоить себя, приглушить этот постоянный страх.

Толпы, которые шли устраивать погромы групп инакомыслящих слепо верили тем, кто говорил о допустимости и угодности богу таких ужасов. И были движимы страхом к другому, к людям с другой верой и обычаями.

А научный прогресс, распространение естественных наук? Этого в средневековье церковнослужители тоже боялись, считая, что это приведет к гневу бога и распространению ереси. Поэтому и запретили книгу Коперника "О вращении небесных тел", поэтому необразованные ведомые люди шли громить типографии, которые, как они считали, кишат всем дьявольским и еретическим.

Охота на ведьм была из-за специально взращенного страха перед колдовством, преследование еретиков порождено боязнью попасть в ад из-за того, что кто-то рядом верит по-другому. Этот страх раскручивался, словно жуткий маховик. Толпы, которым церковнослужители внушили идею о том, что все беды из-за колдовства и ереси, все больше считали расправы над обвиняемыми оправданными.

В средневековье было слишком много страхов, которые только культивировались и разрастались как снежный ком. А если страхи только умножаются, то разве может это привнести что-то светлое? Наоборот, всюду начинают чудиться враги. И поэтому это не спасало обстановку, сколько бы о "благочестии" ни говорили церковнослужители.

Своими манипуляциями хитрые жрецы пробуждали в людях наихудшие качества и превращали их в самых настоящих беспринципных злодеев.

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!