После развала СССР на территории России вдруг резко усилили свою работу зарубежные спецслужбы. Они всегда охотились за нашими политическими, экономическими, научно-техническими секретами. Но когда рушился государственный строй и страна ослабела, разразилась самая настоящая война за проникновение в тайну оборонного комплекса.
Один шпионский процесс сменялся другим.
Владимир Макаров — чиновник МИДа и агент ЦРУ — приговорен к 7 годам лишения свободы.
Моисей Френкель — старший научный сотрудник военно-морского НИИ и агент ЦРУ — приговорен к 12 годам лишения свободы.
Игорь Дудник — военнослужащий, майор, агент ЦРУ — 12 лет лишения свободы.
Сегодня речь пойдет о двух попытках проникнуть в тайны создания российской ракетной техники. За небольшое вознаграждение рассекречивались любые секретные документы, за рубеж передавались наиболее ценные военные сведения о российском военном потенциале. Иностранные разведки проявляли особый интерес к уникальным российским разработкам — новейшим вооружениям, созданным для усиления оборонной мощи государства.
История первая
За секрет уникального ракетного комплекса «Искандер», подобного которому до сих пор нет ни в одной армии мира, разразилась настоящая война.
И в этой войне американская разведка использовала свой любимый тактический прием — постепенное втягивание российских граждан в разведывательную деятельность. Втягивание чаще всего становилось обычным подкупом.
25 декабря 1998 года ФСБ провела спецоперацию по задержанию с поличным группы российских граждан, подозреваемых в шпионаже в пользу ЦРУ и хищении секретных документов.
При обыске у одного из задержанных обнаружили папку с документами на комплекс 9К720. Примечательно, что у всех листов был отрезан правый верхний угол: там стоял гриф — «совершенно секретно».
Это были технические данные на новую крылатую ракету и оперативно-тактический комплекс «Искандер», равного которому нет ни в одной армии мира.
Задержанным оказался Петр Георгиевич Иванов — предприниматель из Брянска, который передал 10 000 долларов другому задержанному, а взамен получил секретную документацию на ракетный комплекс и крылатую ракету.
Этим другим задержанным был Анатолий Иванович Борисенко — бывший начальник отдела Коломенского конструкторского бюро.
Дом, где жил Борисенко, был напротив здания КБ. Это было очень удобно, поскольку можно было быстро принести секретные документы домой и сделать с них ксерокопии (ксерокс обнаружили в квартире). Затем документы рассекречивались: вырезался верхний правый угол с грифом «совершенно секретно».
Во время обыска в квартире, Борисенко назвал фамилию еще одного сообщника — Юрий Сериков, который в Коломенском КБ возглавлял отдел противодействия иностранным разведкам.
Механизм был очень прост: Сериков получал якобы для работы совершенно секретные документы, и вместе с Борисенко на его квартире делал ксерокопии, а затем рассекречивал их.
За передачу документов Сериков и Борисенко получили от Иванова по $5000.
Сразу же после этого был арестован руководитель этого преступного сообщества — Виктор Калядин — генеральный директор компании «Элерс Электрон».
Калядин был непосредственно связан с американской военной разведкой РУМО. На Коломенское КБ он выходил через Петра Иванова, который работал вместе с братом Александром.
История вторая
В 1990 году Сабаев Олег Павлович через посольство США в Москве выехал в Америку как политический беженец, а затем решил остаться на постоянное место жительства в США. Надеясь получить хорошо оплачиваемую работу, Сабаев установил контакт с представителями ФБР. По заданию американцев, «освещал» процессы, происходящие внутри русской эмиграции, переводил с русского на английский язык записи негласного прослушивания телефонных переговоров, выполнял другие поручения. Вскоре к нему проявили интерес сотрудники ЦРУ.
В 1992 Сабаев приехал в Россию как американский гражданин Алекс Норман и встретился со своим знакомым, офицером РВСН, которому от имени ЦРУ предложил сотрудничество, а затем организовал в Киеве встречу знакомого с сотрудником посольства США и по совместительству офицером американской разведки Уильямом Скоттом Пеннингтоном. На встрече разведчик договорился с новым агентом о передаче информации о состоянии РВСН и новых ракетных разработках, и передал ему в виде аванса $1500.
Так началась спецоперация ФСБ «Западня»: знакомый офицер-ракетчик Сабаева доложил сотрудникам особого отдела о встрече.
В 1998 году Сабаев снова приехал в Россию, и сразу был взят в разработку контрразведчиками, а 23 июля задержан, дал признательные показания.
30 октября 2001 года Московский областной суд приговорил за государственную измену
1. Калядина Виктора Александровича — к 14 годам лишения свободы.
2. Иванова Александра — к 1 году и 8 месяцам.
3. Иванова Петра — к 1 году 2 месяцам.
Работники Коломенского КБ Борисенко и Сериков полностью признали свою вину и попали под амнистию.
Сабаева после обращения его матери с письмом к Президенту России Путину В.В. освободили из-под стражи и выдворили в США, поскольку он признал свою вину и не успел нанести государству какой-либо ущерб.
Итак, схема была следующая: Борисенко и Сериков продавали за небольшое вознаграждение секретные документы братьям Ивановым. Те перепродавали информацию уже за более серьезные деньги Калядину, который действовал по заданию американской военной разведки РУМО.
29 мая 2007 года в России были проведены успешные испытания новой крылатой ракеты Р-500 и уникального комплекса «Искандер-М», которые удалось спасти российской контрразведке.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.