История австралийского бронеавтомобиля "Тихая Сью" (“Silent Sue”) на шасси Mercedes 28/60 PS
В начале 1916-года в австралийском Мельбурне был создан оригинальный броневик на шасси германского легкового автомобиля Mercedes 28/60 PS, "крещённый" при создании именем Сью - "Тихая Сью" (“Silent Sue”). Вместе с бронированным броневиком на шасси британского Даймлера, машиной-тендером на шасси бельгийской Минервы и пулемётовозом на мотоцикле Нью Хадсон он вошел в состав первого броневого отделения австралийских вооруженных сил - 1st Armoured Car Section.
Mercedes Armoured Car “Silent Sue”/Бронированный автомобиль Мерседес "Тихая Сью" (Австралия)
Страна: Австралийский союз (Доминион Великобритании)
Год выпуска: 1916
Производитель: Vulcan Engineering Works
Кол-во: 1
Вооружение: M1895 Colt–Browning machine gun
Экипаж: 4
Бронирование: 5,10-7,65 мм
Шасси: Mercedes 28/60 PS
Двигатель: 60 л.с., 7240 см³
В начале 10-х годов 20-го века фирма Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) начала под маркой Мерседес выпуск среднеразмерных легковых автомобилей с двигателем объемом 7240 см³. Элитная серия машин с двигателем с газораспределением по системе Найта была слишком сложна и дорога, а выпускавшиеся ранее машины с 5-ти литровым двигателем были недостаточно быстры. Новая серия легковых автомобилей Mercedes 28/50, а после модернизации, в ходе которой с того же объема удалось снять 60 л.с. на 1300 об/мин, - Mercedes 28/60 оказалась очень удачной и широкого экспортировалась. Начав выпуск машин с такими моторами в 1912 году, фирма прекратила их производство только в 1920-м. Неудивительно, что простые, надежные и достаточно престижные машины оказались и на австралийском континенте.
Когда в конце лета 1915-го года лейтенант запаса Эрнест Джеймс (E.H. James) начал поиски шасси для бронирования, в его распоряжении были предоставлены два легковых автомобиля - Даймлер и Мерседес. Так как создаваемая Джеймсом бронеавтомобильная часть должна была воевать за пределами Австралии, она, впрочем как и остальные подразделения Австралийских имперских сил (Australian Imperial Force), была добровольческой. По той же причине "добровольцами" должны были стать и автомобили. Шестидесятисильный Мерседес в цепным приводом на задние колеса передал на бронирование Перси Корнвелл (Percy Cornwell), офицер запаса, который так же высказал желание стать офицером формируемой бронеавтомобильной секции. Перси Корнвелл стал заместителем Джеймса и участвовал в организации и боевой работе австралийского бронеподразделения от начала и до конца.
Бронирование Мерседеса проводилось на той же фабрике Vulcan Engineering Works в Мельбурне, что и Даймлера. Машины были построены по сходным, но не идентичным проектам, они сильно отличались по типу размещения бортового вооружения. 17 августа 1917-го года проекты и чертежи броневых машин были утверждены в Министерстве обороны и отправлены на Вулкан для изготовления бронекорпусов.
О первой бронированной машине Даймлер рекомендую прочитать предыдущую статью цикла об австралийских боевых машин о Бронеавтомобиле на шасси Даймлер.
Бронирование шасси началось 25 октября. Самым сложным было создание броневых листов, в силу отсутствия в Австралии собственного производства броневой стали. В итоге в зависимости от места расположение броневую защиту собирали из двух или трех слоёв 2,5-мм листов, которые были поставлены из метрополии для бронирования кузовов машин, предназначенных для перевозки снарядов и патронов. В итоге обе бронемашины броневой секции получили в зависимости от места хорошо качества британской прокатки броневую защиту в 5,10-7,65 мм.
Бронирование Мерседеса было в общем таким же, как и у Даймлера: вертикальные боковые листы, небольшой наклон лобового и кормового листа, сзади и спереди открывающаяся броневая защита водительского окна, с бортов открытые небольшие окна для командира и водителя. Так как шасси Мерседеса было короче, чем у Даймлера, то у бронемашины, построенной на его базе, отсутствовал бронированный "хвостик". Главным отличием бронекорпуса Мерседеса была полностью закрытая овальная пулемётная башня. Высокая башня имела по английскому "обычаю" скошенные края, которые стали отличительным признаком британском броневых машин не только во время, но и после Первой мировой войны. Экономия металла была сомнительной, а вот сложность в изготовлении башни повышалась. Вооружен бронеавтомобиль был американским пулемётом-"картофелекопалкой" M1895 Colt–Browning machine gun под английский патрон .303, который был стандартным орудием усиления для частей австралийских добровольцев.
Бронированный Мерседес передали военным на один день позже, чем бронемашину Даймлер - 8 февраля 1916-го года, и он стал таким образом вторым австралийским бронеавтомобилей собственного производства. После обучения экипажей, дооснащения подразделения автомобилем-тендером и мотоциклом с коляской 1st Australian Armoured Car Section уплыла на усиление воевавшей с синуситами в Судане английской армии. По прибытие в Юго-восточную Африку австралийское подразделение вошло в состав 2-й Легкой кавалерийской бригады (2nd Light Horse Brigade) и было переименовано в 1-ю Австралийскую Батарею бронированных автомобилей - 1st Australian Armoured Car Battery. Базой для австралийских бронеавтомобилей стала южноегипетская Минья. Вместе с австралийцами на базе на берегу Нила размещались 11-я и 12-я британские легкие автобатареи (Light Motor Batteries), вооруженные бронированными Роллс-Ройсами.
На базу в Минье австралийцы прибыли 16 августа, а уже 21 бронеавтомобили выехали в свой первый патруль. Очень быстро выяснилось, что австралийские и ливийские пустыни - это две больше разницы. Да и климат совершенно разный, хотя и в Австралии и в Африке он не подарок. Уже на следующий день после первого патруля лейтенант Корнвелл и еще три бойца свалились с Лихоракой Западного Нила и выбыли из строя на несколько недель. Очень быстро выяснилось, что не зря на бронеавтомобилях сзади приварили проушины для буксировки. Ни Даймлер, ни Мерседес не могли, в отличии от британских Роллс-Ройсов ездить вне дорог, зачастую их приходилось вытаскивать из-за малейшего съезда с утрамбованной дороги.
После месяца "путешествий" по пескам 22 сентября австралийцы решили, что-то все таки предпринять для повышения проходимости, желательно не в ущерб управляемости. На задние оси Мерседеса были установлены так называемые "колёса Степни". Это было изобретение Моррис Дэвис и его брат Уолтера, которые первыми предложили рынку и долго выпускали колеса-пасынки - Stepney Spare Wheel, которые можно было установить на любые машины. В начале века производители автомобилей поставляли машины без запасных колёс, и оказалось, что "колеса-пасынки" имеют большой рынок. Одним из вариантов предлагаемых фирмой вариантов, было приспособление для превращения обычного колеса в двухскатное. Комбинированные колеса-Степни могли устанавливать и на переднюю, и на заднюю оси автомобилей. Бизнес фирмы закончился тогда, когда все основные производителей автомобилей все таки решили сами поставлять вместе с машинами и запасные колеса.
Увеличение количества шин на задней оси наверняка не сильно помогло. В отличие от низких и широких Роллс-Ройсов австралийские броневики были высокими и узкими. Высокий центр тяжести делал движение по пустынным барханам затруднительным, машина могла легко перевернуться. Так же относительно неудачными для применения в бронемашинах были и сами пулемёты Кольта, из-за отсутствия водяного охлаждения из них невозможно было долго вести непрерывный огонь. Высокая башня была обусловлена особенностью конструкции пулемёта, который действовал по принципу отвода порохового газа через отверстие в стволе вниз на качающийся на 180 градусов рычаг-поршень. Высокая линия огня, имея явное преимущество при войне в пустыне из-за большей досягаемости, в то же время не позволяла вести эффективный огонь в сторону бортов. При такой стрельбе неустойчивая боевая платформа, которой был броневик, раскачивалась. Если учесть, что при этом пулемет из-за своей конструкции стремился все время подпрыгнуть, то станет понятно, что вести огонь на ходу было вообще бесполезно. В итоге башня первой пала жертвой модернизации - её просто убрали с броневика. В итоге на вооружении Первой Австралийской батареи броневых автомобилей появился безбашенный броневик-скаут. За три месяца боевой работы батарея столкнулась с недостатком запасных частей к оригинальным машинам, да и сами машины прилично износились. Кроме австралийцев в ближайших окрестностях не было ни одного Мерседеса или Даймлера.
Применение австралийского бронеотряда в первые месяцы вторжения синуситов, поддерживаемых Турцией, на юг Египта было ограниченным. Перед началом британского наступления на всех африканских фронтах вооружение 1st Armoured Car Battery было радикально изменено. Броневики были отправлены на склады в Египет, а матчасть была заменена на специально адаптированные для боевой работы в пустыне легкие Форд-Т. 4 декабря броневики отправлены в Каир, а уже 8 декабря австралийцы получили технику 1-го Легкого автомобильного патруля - 1st Light Car Patrol и сами были переименованы в 1-й Легкий автомобильный патруль с добавлением - "Австралийский". Дальнейшая история первых машин Первой австралийской бронебатареи не прослеживается, скорее всего они были просто разбронированы и разобраны на части.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие статьи о британских броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях со стороны союзников и машинах на шасси Мерседес можно посмотреть здесь:
Жестянка Лиззи для России. Ford Model T RNAS Armoured Car. 1916. Настоящая "техничка".
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 2. Lanchester armoured car. 1914. Из Англии с любовью...
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 3. Lanchester armoured car. 1916. За морем родился, в России пригодился.
Путь Роллс-Ройса. Часть 2. Rolls-Royce 1914 Admiralty Turreted Pattern Armored Car. Боевой вариант. Джентльмен в броне.
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.
Первый польский броневик. Ford FT-B. 1920. Жестянка Лиззи в бронированной конфедератке против РККА.
Источники:
David A Finlayson & Michael K Cecil. Pioneers of Australian Armour in the Great War. Pen & Sword Military. 2017