Вся моя учеба в автошколе пришлась на небывало знойное лето. Я просила ставить занятия на 7 утра, пока еще не было слишком жарко. Но, когда занятие заканчивалось, я украдкой трогала спинку сиденья- она была мокрая, как будто ее окатили из ведра.
Раннеутренняя учеба, с одной стороны, была вполне комфортна- мы катались по практически пустым улицам. С другой стороны- я не обретала опыт езды в интенсивном потоке, не училась чувствовать габариты, когда едешь по плотно заставленной машинами улице. Только незадолго до экзамена инструктор начал назначать мне время занятий на "час пик", вот тогда-то я научилась и родину, и всех водителей-велосипедистов-пешеходов-собак нежно любить. А еще научилась хитрить: если подъезжали к пересечению с улицей с односторонним движением, я, не будучи уверенной в безопасности маневра, всегда крутила головой во все стороны. Инструктор ворчал: "Что ты высматриваешь в той стороне, оттуда никто не поедет!" Я бодро отвечала: как никто, а велосипедисты, а самокаты?- и упрекнуть меня в том, что я неверно оцениваю дорожную обстановку, было нельзя.
Весь долгожданный отпуск в июле-августе, а точнее, 4 субботы подряд были потрачены на попытки сдать экзамен. Пятая попытка доказать, что я научилась водить машину, пришлась на конец сентября. И это был вторник- будний день, когда почти безлюдный в нерабочее время "старый город" становился едва ли не центром жизни.
От своего первого инструктора я уже не ждала чудес, поэтому за неделю до экзамена вновь договорилась попрактиковаться с "левым".
-Ну что, не допустили Вас в прошлый раз?- он, оказывается, меня даже запомнил.
-Допустили, но сильно накосячила. В кои-то веки не развернуться было!
-Ничего, сейчас все вспомним!
Мы снова потренировались на "площадке", проехали по всем улицам, которые попадали в "Экзаменационный маршрут №1". Да уж, за месяц как-то отвыкла я от машины, это даже инструктор заметил. Ну, трудностей мы не боимся, мне еще предстояло в нашей школе за одно дополнительное занятие освоить другой автомобиль, на котором я собиралась попытать счастья на экзамене. Все мои нервы, переживания, слезы неудач- весь негатив вылился в чувство страха и ненависти к ни в чём не виноватому Рено Логану, на котором я училась, но экзамен сдать никак не могла. До сих пор у меня холодеет внутри, когда я вижу на улице такую же серую машинку. Поэтому было решено поменять автомобиль.
Владелец нашего Рено Сандеро всем своим видом больше всего напоминал авторитетного братка из 90-х. Но как преподаватель, оказался просто ангелом, даже по сравнению с моим первым мастером, который на меня ни разу не повысил голоса. Занятие с ним прошло в духе: "Сцепленьице выжимаем... рычажок во-о-о-т так, посильнее на себя и вдоль ножки... пешеходиков видим, да, не давим их..." В исполнении брутального мужчины это было так невообразимо прелестно, что я еле сдерживалась от хохота. С ним мы тоже объехали весь район. К машине, конечно, за час я не привыкла. Только освоилась с тем, что "сцепленьице" здесь для меня удобнее, чем на Логане, а вот с рычагом коробки передач обращаться посложнее. Но зато хорошим настроением и уверенностью в себе зарядилась на все сто!
В день экзамена я примчалась на работу в 6 утра, чтобы успеть выполнить весь причитающийся мне объем и к 10 утра спокойно прибыть на стартовую площадку.
-Ты со мной?- мой первый инструктор, видимо, уже знал, что я переметнулась на другую машину, но решил уточнить.
-Нет, я Вам сегодня изменяю с Владимиром Александровичем!- у меня даже ощущения неловкости не возникло. Хотя, по-человечески, наверное, это было не очень хорошо- предать своего учителя. Но какой-то особенной душевной близости между нами не было. А вот обида за то, что много нужного, что бы пригодилось мне на экзамене, он не показал, появилась.
Вновь потянулись мучительные часы ожидания. В какой-то момент я заметила, что мой первый инструктор что-то объясняет ученице, рисуя носком ботинка по земле.
-Ой, а что это такое интересное Вы рассказываете?
-Ориентиры при развороте в ограниченном пространстве. Выкрутили руль влево, двигаетесь вперед- смотрите: как только правое зеркало переедет линию разметки или условно середину дороги, останавливаетесь. Включили заднюю передачу, вывернули руль вправо, двигаетесь назад-смотрите: левое зеркало переехало линию разметки- можно спокойно включать левый поворотник, первую передачу и заканчивать разворот.
-Вот так все просто? - во мне снова закипела злость. Предыдущий экзамен я завалила, не вписавшись в разворот, потому что не имела никаких представлений, как и чем что-то там чувствовать и не зацепить бордюры. -А где Вы раньше были? Почему мне этого не показывали???
-Я сам только недавно начал так объяснять.
-В ТикТоке , что ль, тоже лайфхак подсмотрели?-усмехнулась я. Данный ресурс, который я вначале не воспринимала серьезно, на самом деле иногда серьезно выручал. Инструкторы из разных городов выкладывали много годных "фишек", полезных для новичков. Где-то позабавил комментарий: "Ребят, а ведь мы первое поколение, которое учится водить по ТикТоку!"
До Сандеро очередь дошла только к 17 часам. И зачем я приезжала на работу к 6 утра? Можно было спокойно отработать день, еще и успеть съездить домой пообедать и отдохнуть. Поговаривали, что инспектор сегодня в хорошем настроении, но в этот день из 30 человек сдали всего 3!
Первый кандидат сразу же схлопотал 3 балла, забыв включить указатель поворота перед началом движения. Заехали на площадку. "Гараж" был занят практикующимся учеником автошколы, который, выполняя упражнение, сбил конусы. Инспектор велел подождать и вышел из машины, чтобы поправить конусы. У нашего товарища вдруг заглох двигатель. Он быстро завел его снова, но инспектор, вернувшись, все равно поставил балл. Парень занервничал, начал выполнять упражнение и снова заглох. Всё, несдача.
Следом за руль села я. Ну, машинка, не подведи! Я боялась только, что не справлюсь с коробкой передач. Слишком уж непривычный тут был рычаг, на занятии вместо 1 передачи постоянно втыкала 3-ю. Снова идеально проехала "площадку", выехали в "город".
"На перекрестке выполните поворот налево!" Очень не любила этот перекресток: я на улице с односторонним движением, она главная и пересекает улицу с двусторонним движением. Я тут уступать никому не должна и могу смело ехать во всех направлениях кроме обратного, но автомобилисты со второстепенной дороги зачастую проскакивали перед носом. Ладно, вроде на сей раз меня видят, уступают. Я включила поворотник, уверенно вырулила на перекресток...
-Неправильное использование световых приборов! Два балла!
-В смысле???-я еле совладала с собой и таки закончила маневр.
-У Вас включен дальний свет!
Так прямо на экзамене я и узнала, как у Рено Сандеро включается дальний свет. Оказывается, достаточно чуть посильнее толкнуть вперед рычаг указателя поворотов. А при включении поворотника это может произойти совершенно случайно и незаметно. Мда уж... к такому меня жизнь тоже не подготовила.
"Выберите место для стоянки!" И снова я поспешила, начала искать место сразу на той улице, где мы находились. Улица была с односторонним движением. Я правильно выбрала нужную сторону, убедилась, что достаточно отъехала от выездов из дворовых территорий со всех сторон, встала. "Вы знак видите?"- и тут я с ужасом увидела, что впереди знак автобусной остановки! Автобусы по этой улице не ездили, остановки как таковой тут уже давным-давно не было, разметки тоже, а знак, видимо, забыли убрать. Эх, позориться, так до конца!
-Знак вижу. Ну и что? Я не на остановке встала.
-На каком расстоянии вы можете остановиться тут?
-не ближе чем в 15 метрах от знака.
-Здесь есть 15 метров?
-У меня нет рулетки. А визуально, думаю, что есть!
-Ладно, -процедил сквозь зубы инспектор. - Продолжайте движение.
Продолжила и традиционно добила экзамен, снова заглохнув на разворотах. Разворот в ограниченном пространстве, кстати, выполнила именно так, как научилась утром, ориентируясь на зеркала и линию разметки- идеально получилось! Эх, это бы знание месяц назад...
На сей раз я даже не расстроилась. Значит, еще не время. Да и машина, конечно, непривычная. Ну, ничего, перед следующей пересдачей покатаюсь побольше- и непременно все получится...