Найти тему

Прага 2 и три четверти

Мы с сыном дочитали вчера последнюю часть трилогии под названием «Prašina». Это серия книг, написанная математиком, программистом и бывшим скаутом Войтехом Матохой, которая стала страшно популярна среди чешских детей предподросткового возраста. Попробуем разобраться почему.

Войтех Матоха. Источник: Česká televize
Войтех Матоха. Источник: Česká televize

Название трилогии — это одновременно название пражского района (вымышленного, естественно, не ищите его на картах), который якобы занимает два холма между Вацлавской и Карловой площадью. Там не работает электричество, а значит, там нет электрического освещения, не ездят трамваи, не ловит сигнал телефона. В общем, это место, где время как будто бы остановилось; тут по-прежнему живут, как в конце XIX века. А дело все в огромном механизме, изобретенном гением своей эпохи Ганушем Направником и укрытом в одном из подземелий. Именно этот механизм и создает Прашину.

В этом вот необычном районе живет дедушка нашего героя, тринадцатилетнего Ирки. Родители Ирки уехали отдыхать в Италию, и он впервые идет сам к дедушке в гости. А как мы знаем из Владимира Проппа, когда происходит отлучка членов семьи и герой покидает дом, сразу начинаются приключения. На самом деле героев, покидающих дом, в этой истории два: с Иркой по Прашине плутает его подруга, сообразительная Эн.

Когда обнаруживается, что Прашина расширяется и поглощает все новые и новые улицы Праги, наши герои решают устранить эту недостачу. И, конечно, у них на пути встает вредитель — девелопер Клемент Гроуда, который скупает по дешевке квартиры, чтобы потом, когда механизм Направника выйдет из строя и на Прашине появится электричество, стать владельцем многомиллионной недвижимости. В книге появится и ложный герой — друг Ирки и Эн, который начнет играть на стороне Клемента Гроуды. В итоге, конечно, антагонист побежден, и недостача устраняется: героям удается починить механизм Направника, и Прашина вновь возвращается в свои пределы.

Обложка первой части трилогии
Обложка первой части трилогии

Однако это только первая часть серии, после нее Матоха написал еще вторую и третью — самую, на мой взгляд, удачную и самую неторопливую. Первая и вторая части гораздо более стремительны. Но вообще вся трилогия — это такая смесь экшна, научной фантастики, детектива, замешанная на традиционных ходах волшебной сказки. И еще один ингредиент — отсылка к книгам другого популярного чешского писателя и знаменитого представителя скаутского движения Ярослава Фоглара: его истории тоже переносят читателя в выдуманный городской район с узкими и кривыми улочками. Наверное, это один из ключевых элементов прашинского успеха: кому из детей не хотелось бы разбежаться, проскочить барьер, разделяющий платформы 9 и 10, и оказаться в тех самых трех четвертях, живущих по своим собственным законам. Только в случае с книжкой Матохи мы оказываемся где-то между Прагой 2 и Прагой 3, то есть в Праге 2 и ¾.