Мало кто об этом задумывается, но множество привычных нам вещей существовали далеко не всегда. Сотовые телефоны, автомобили, самолёты. Раньше люди обходились без них (тут я поднимаю знак «Ирония», если что). И с этим ещё можно как-то мириться. Но вот, есть вещи, которые представить уже сложнее. Например, то, что когда-то люди даже не знали, что картошка съедобная. Вначале этот корнеплод появился где-то в Андах. Инки так активно её выращивали, что даже завели под это специальную богиню — Аксомаму. В XVI веки испанцы привезли корнеплод в Европу из Южной Америки, и они же стали первыми, кто начал её потребление. Картошка оказалась питательной и в целом встретила в этой стране тёплый приём. Вот только дальше нескольких государств культура картофелеводства не пошла. Общественный разум европейцев породил поверье, что выращивание и потребление картошки может вызвать проказу. Возможно, это из-за «глазков» и наростов на клубнях, которые были похожи на язвы. Кто-то из церковников утверждал, что это яблоко сатаны, раз оно растёт под землёй.
Подобное отношение к корнеплоду царило и во Франции В 1748 году парламент страны даже официально запретил выращивать картофель, считая его ядовитым. Но всё изменилось благодаря одному человеку — Антуан-Огюстену Пармантье. И это его история. В юношестве он обучался фармацевтике и однажды решил записаться в армию, чтобы стать армейским лекарем. Годы его службы пришлись как раз на Семилетнюю войну, он попал на фронт, а потом и в плен к пруссакам. Пруссия, кстати, была одной из первых стран, которая поверила в картофель. До этого король Фридрих II, уже уяснил уроки голода 1738 года, так что быстренько провёл массовую кампанию «Айда сажать картошку». В её рамках было роздано большое количество посевного материала. Король направлял телеги с картофелем в деревни, требуя массовые посадки. Но дело шло не очень хорошо, поэтому через 8 лет в стране на законодательном уровне было установлено, что 10% площади любой пахотной земли необходимо засеять картошкой. Позднее за отказ от этого гражданского долга было даже предусмотрено наказание. Кстати, в качестве непроверяемого факта, есть мнение, что эту культуру крестьяне оценили во время многочисленных войн, когда войска противников буквально вытаптывали поля пшеницы. А вот с картошкой такой способ потравы уже не работал. Короче, вот в этом плену картофелепочитателей Антуан провёл три года и, оценил на удивление хорошее питание. Как несложно догадаться из контекста этой статьи, ел он в большинстве своём картошку в разных видах.
Когда нашей герой после окончания войны, вернулся домой, то в его мозгу пульсировала мысль, что страх французов картошкой совершенно беспочвенный. То, что клубни неядовитые он установил сам. А его опыт фармацевта подсказывал, что на самом деле картошка — неприхотливая и питательная культура. Учитывая, что один из главных источников углеводов Франции — пшеница была крайне капризной и с частыми неурожаями по этому поводу, он вознамерился заместить её картофелем. Небольшой спойлер для последующих статей: по мнению учёных, частые неурожаи пшеницы в те годы связаны с похолоданием из-за малого ледникового периода. Короче, зерновые — отстой, картошка рулит! — провозгласил Пармантье, засучил рукава и приступил к делу убеждения французов.
Он очень увлёкся ботаникой, изучал различные растения и даже разбил огород в саду Дома Инвалидов, где в это время работал на должности главного фармацевта. На этом огороде он экспериментировал с картошкой, пытаясь повысить её питательные свойства и вывезти новые сорта. Однако местные монахини чью землю, как выяснилось, экспроприировал Пармантье начали писать доносы церковным властям. Те, прикрываясь тем фактом, что в библии нет ни слова о картофеле, а значит выращивать его на церковных землях — грех, выгнали Антуана из госпиталя. Но тот не успокоился. Он писал книги и статьи, в которых сравнивал различные культуры по питательным качествам, неприхотливости и прочим показателям. И как несложно догадаться, в победители всегда попадал картофель. Его трактаты привлекали внимание учёных, даже побеждали на различных конкурсах и тем самым протолкнули его на козырное место королевского проверяющего. Теперь он мог колесить по всей Франции, находить причины неурожая различных культур, сетовать на отсталость крестьян и вести пропаганду. В качестве бонуса — доступ ко двору, а значит и к королевской чете.
Его усилия по популяризации дали плоды: в 1772 году, наконец-то во Франции с картошки был снят запрет на выращивание этой культуры. Вот только до сердец людей ей достучаться пока не удавалось. И тогда Антуан приступил к активным действиям. Он начал устраивать званые ужины у себя в поместье, где огромное количество блюд было из картофеля. На этих светских раутах присутствовали не только французы, но и, например, Бенджамин Франклин. Несколько раз даже королевская чета удостаивала их своим присутствием. Однажды ему удалось убедить Людовика XVI и Марию-Антуанетту на украшение нарядов цветками картофеля. Ну и тот факт, что это растение сможет помочь накормить голодающий народ — тоже вызвал воодушевление у короля. Правда, после Революции, Пармантье чуть не попал в опалу из-за столь близких отношений с королевской четой. Но перед новой властью тоже остро встала проблема голода, которую надо было как-то решать. Поэтому они простили прошлые грехи нашего героя и с воодушевлением приняли его предложение о дестигматизации картофеля.
Но убеждение дворянства — это лишь половина пути. Надо убедить простых людей и наш герой знал, как это сделать. Ещё при власти короля в местечке Саблон он получил довольно большое поле, которое было засажено картофелем. После чего Антуан распустил слух, что на этом поле посеян исключительно ценный образец картофеля для нужд армии и дворянства. Тот факт, что поле охраняли солдаты, подтверждали расползшиеся слухи. Эти же солдаты за взятку втихаря пропускали желающих посмотреть на чудо-овощ и рассказывали, как его готовить. Мол, можно варить, жарить, печь. В общем, всячески восхищались новым растением и предвкушали, когда они смогут ею питаться. Но крестьянам повезло, что солдаты по ночам обычно собирались в сторожке и поля не патрулировали. Естественно, под покровом темноты на эти территории потянулись воришки. Они выкапывали картофель, выращивали на своих огородах и начинали им питаться, убеждаясь в его безвредности и вкусовых качествах. Как вы уже догадались, именно в этом и состоял хитрый план Пармантье.
В результате усилий этого человека в конце XVIII века картофель спас от голода сотни тысяч французов. Позднее вышли книги рецептов из этого растения. Республика оценила картошку и её даже стали называть «едой революционеров». Пермантье поставлены два бронзовых памятника, в его честь названы несколько улиц и блюд (например, запеканка Пармантье, изготавливаемая из картошки, как ни странно). Естественно, эти почести были не только за картофель. Антуан-Огюстену Пармантье провёл первую принудительную вакцинацию от оспы и открыл центры для прививок, где обслуживали бедняков. Смог выяснить, как добывать сахар из свёклы и винограда, разбирался с консервацией, виноделием, сыроварением. Он разработал новый способ приготовления хлеба. Но, на могилу этого человека до сих пор приносят именно клубни картофеля, а сама она засажена цветами этого растения.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.