Для людей, умудренных опытом общения с другим полом, станет сразу ясным, о чем пойдет речь далее. Совершенно правильно: очерк посвящается феномену супружеской неверности, но не просто как таковому, известному с давних пор, а оправданию чувства непостоянства, что может показаться аморальным. Но не будем спешить.
Уникальность человеческого существа заключается в его биосоциальной природе: с одной стороны, как заключительного этапа эволюции живых организмов, принципиально не отличающегося от них по биологическим признакам, с другой стороны, наделенного мышлением и эмоциональным восприятием мира. Сочетание, образно выражаясь, в «одном стакане» качеств биологической природы человека и этических норм поведения порождает то, что именуется супружеской неверностью.
Нет никакого желания копаться в этой безнравственной «грязи», описанию которой посвящены неисчислимые тома художественной, публицистической и научной литературы. Огромные усилия религиозных и светских моралистов направлены на осуждение супружеской неверности, начиная с библейских наставлений «не прелюбодействуй», «не пожелай жены друга своего». Напоминания о роли сексуальных отношений в продолжении рода человеческого звучат в том же церковном наставлении: «люби супругу не токмо прелюбодеяния ради, но и спуска семени для». Народной поговоркой «Муж и жена - одна сатана» уравниваются права на супружескую неверность мужчин и женщин.
Не подлежат даже приблизительному упоминанию сюжеты супружеской верности, которая является залогом прочности общественных отношений, поэтому они широко находят место в лирической литературе. В ответ на нетактичный выговор Онегина по поводу откровенного послания Татьяны Лариной, уже замужняя она произносит классическую фразу: «но я другому отдана, и буду век ему верна». Мотив супружеской верности наполняет произведения многих отечественных и зарубежных писателей, так как в нем воплощены лучшие качества человеческой личности.
Расплата за супружескую измену в подавляющем большинстве случаев была неизбежной и имела место в самых разных формах. Наиболее мягкими наказаниями были словесное перевоспитание, лишение материальной поддержки и духовного общения, бракоразводные процессы, в экстремальных случаях дело доходило до физической расправы в семейных ссорах и на дуэлях. Жестокий английский король Генрих VIII за супружескую измену приказал отрубить голову королеве Анне Болейн, Петр Великий проделал то же самое со своей любовницей Марией Гамильтон, но накануне смерти простил императрицу Екатерину, уличенную в сексуальной связи с камердинером. Общество не оставляло без внимания униженных до нельзя и оскорбленных в лучших жизненных чувствах супругов, которые находят утешение в «Клубе обманутых жен» и в «Клубе обманутых мужей».
Общественная история вычленила две социальные группы, в которых супружеская неверность имеет место не по отношению к мужчине и женщине, а в однополых браках (гомосексуализм и лесбиянство). Ни с точки зрения воспроизведения численности человеческого вида, ни этических норм поведения, гомосексуализм не имеет рационального объяснения. Наукой он признан как патология и может быть оправдан только в этом аспекте, как и все другие душевные болезни. Не менее загадочной остается сущность лесбиянства, называемого женской гомосексуальностью. Термин связан с греческим островом Лесбос, упоминания о лесбиянстве встречаются в поэзии древних Китая и Японии. Интересующимся предоставляется возможность интерпретации супружеской «неверности» среди гомосексуалистов и лесбиянок, которая имеет соответствующие особенности.
Разумеется, было бы нравственным преступлением воскурять фимиамы и воспевать гимны супружеской неверности. В художественной литературе этот прием привлечь внимание читателя так же широко используется, как и осуждение аморального поведения. У Н.А.Некрасова о таком герое-ловеласе читаем: «Он был тайный похититель индюков и кур, а еще и развратитель деревенских дур». Любопытно, что в произведениях великого «инженера человеческих душ» У.Шекспира не встречаются сюжеты, широко связанные с обсуждаемой нами темой. Мать Гамлета может изменить уже убитому королю, в речах Хуана глухо звучат угрозы «каменному гостю» за его будто бы попытки соблазнить его возлюбленную, в патологической ревности Отелло и удушении своей Дездемоны очевиден намек на последствия супружеской неверности.
Тема супружеской неверности является настолько многоликой и неограниченной, что может обсуждаться со всех сторон человеческих отношений. С гендерной точки зрения (соотношения полов), «удельный вес» мужских сексуальных измен намного превалирует над женским супружеским непостоянством, что вполне объясняется с научной позиции. В далекие времена первобытного человека между мужчинами и женщинами существовали случайные, хаотичные половые отношения, направленные на удовлетворение зоологического инстинкта продолжения рода, в которых господствовало право «сильного» в обладании особью противоположного пола (промискуитет). Они ничем не отличались от половых связей у животных, в дальнейшем с включением полового отбора по признакам предрасположенности партнеров (привлекательности внешних признаков и душевных качеств) формируются устойчивые связи в образовании семьи - «ячейки» цивилизованного общества.
Мотивы создания семьи обусловлены преимуществами данной формы социальных связей: экономическими выгодами ведения совместного хозяйства, рождением и воспитанием детей, заботой супругов друг о друге. Наиболее прочными являются эти связи на основе взаимной любви, несоблюдение которой является первоисточником супружеской неверности.
Сексуальное непостоянство в партнерах будет вечным «грузом» в человеческих отношениях, так как в процессе биосоциальной эволюции оно необратимо вошло в генотип и наследуется, подобно самому половому диморфизму (мужскому и женскому полам), группам крови, однополым бракам. Многовековая история общества не только доказала сам факт супружеской неверности, но и несостоятельность всех способов избавления от этой напасти и блага для искателей свободной любви.