Некоторые излюбленные места поиска в нашей местности становятся доступными только поздней осенью из-за специфики культивируемых на них сельскохозяйственных культур. Не так давно одно из таких мест, освободилось от кукурузы, его вспахали и оставили в покое до весны. Нужно ли говорить, что это рай для кладоискателя.
Поле убрали и вспахали в понедельник, так что мои друзья уже успели здесь побывать до выходных и пополнить свою коллекцию находками. Кроме них за неделю здесь побывало и множество конкурентов, поэтому к выходным место с уверенностью можно было назвать изрядно подвыбитым.
Но мы всегда свято помним постулат «абсолютно выбитых мест не бывает», поэтому решили не изобретать велосипед, а тщательно поработать, добрать то, что пропустили наши коллеги, тем более что поле – огромное, разделено балкой с пересохшей речушкой на две части, большую и малую, все найти не могли. Пропуски будут – значит, и находки будут.
Решили искать на его малой половине – там меньше следов конкурентов. Этот небольшой по сравнению с остальным кусочек поля тянулся от балки вверх по склону, ограниченный с одной стороны лесом, а с другой – посадкой.
Именно на этом так называемом маленьком поле один из двух моих друзей нашел вислую печать в минувший вторник. Наш везунчик первым делом направился вытаптывать пятачок, подаривший ему печать. Я, спускаясь к балке, обследовал полосу в 10 метрах от посадки, а третий камрад зацепился за бугорок, бывший некогда древнерусским жилищем.
Минут через сорок поисков традиционно снова собрались вместе, обсудить результаты и перспективы дальнейшего поиска, попить чаю. Отсутствие находок, за исключением обломков металлопластики и кованной хозяйственно утвари, говорило о том, что поле добротно выходили до нас. Решили походить еще с часок, и, если не будет результатов, проехаться в разведку – может, еще где на интересных местах убрали кукурузу.
Нашедший печать вернулся к своей точке поиска, я решил пройтись ближе к посадке, а наш третий товарищ обратил внимание на глубокую борозду, разделяющую край поля и посадку. Стал прозванивать ее дно. Тут следует оговориться: у двоих из нас были большие катушки, размером под 13 дюймов, в борозду они просто не помещаются. А вот у третьего – Deus с круглой 9-дюймовкой X35. Она идеально помещалась в борозду, уверенно проверяя ее стенки, дно, отвал.
Не успеваю далеко от него отойти, как слышу: «Я такого еще не находил». Подхожу. «Взгляни», – указывает он на землю. Смотрю и понимаю: я тоже такого не находил. Кольцо с окончанием в виде головы дракона!
Вспоминаю славянскую мифологию: образ змея, ящера, дракона особо почитался нашими предками, он олицетворял мудрость, проницательность, змей мог видеть будущее и прошлое. Амулет либо украшение с головой дракона обладали невиданной магической силой, наделяли хозяина необыкновенными способностями, защищали от врагов и темных сил.
Скорее всего, мы нашли даже не кольцо, а часть браслета, оба окончания которого в свое время были украшены зооморфной символикой в виде драконьих голов. Вариантов два: со временем браслет мог сломаться и, чтобы не расставаться с его магической силой, владелец сделал из него кольцо или браслет специально был разделен на две части, чтобы разделить с другим человеком его силу, и в то же время связать таких образом владельцев этих колец.
Когда эмоции улеглись, мы задались вопросом, что способствовало этой уникальной находке? А способствовало ей два основных фактора.
Первый – это творческое мышление нашего друга. Ведь десятки копателей перешагнули через борозду, окаймляющую поле, гонясь за находками «где-то там», и только он сообразил ее проверить. Второй – небольшой размер поисковой катушки (22,5 см), его XP Deus, за счет которого он смог обследовать борозду, куда нам было не подступиться со своими рулями.
Мы еще раз сфотографировали нашего змея-ящера-дракона на отвале земли, где он ждал нас сотни лет, и поблагодарили его за мудрость, которой он поделился с нами на этом выезде.
P.S. Дальнейшим изучением находки займутся историки и археологи. Со временем о результатах их изысканий вы обязательно узнаете в одном из материалов.
Дмитрий Белявский
Автор проживает и ведет поиск на территории Украины