На прошлой неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян с трибуны Национального собрания заявил, что настало время, чтобы каждый случай попадания в плен расследовался должным образом.
«Нужно расследовать, что значит – попасть в плен, при каких условиях. Воинские уставы, в каком случае попасть в плен не означает совершить преступление. При каждом случае мы должны расследовать – произошло ли именно это или что-то другое»,- отметил, в частности, премьер.
Данное заявление вызвало дебаты на эту тему. Появились и тенденциозно-конъюнктурные комментарии. Между тем, данный вопрос – чрезвычайно тонкий, болезненный, уязвимый, разглагольствования здесь неуместны.
Корреспондент Armenia Today побеседовал по этому поводу с правозащитником Заруи Оганесян.
Она видит в данной проблеме две плоскости.
«Во-первых, говорит Оганесян,- страна, по сути, не имеет реального представления о том, как защищать своих граждан, чтобы они не оказались в статусе пленных. В ходе 44-дневной войны и после нее у нас уже были ситуации, когда в плен попадали и наши мирные жители, и военнослужащие, и ополченцы. И до сих пор четко не определено, как их будут возвращать».
Вторая плоскость – отношение к пленным. Особо здесь речь идет о возможных дискурсах после их возвращения. Затронув в этом контексте высказывания Пашиняна, правозащитник расценила их как некорректные.
«Естественно, расследуются обстоятельства любого совершённого преступления,- говорит они.- Однако в данном случае мы имеем дело с неделикатным отношением и откровенно дискриминационным подходом. В частности, речь идет об акцентировании того, что попадание в плен может, мол, вызвать какие-то проблемы. Кроме того, мы, фактически, ставим жизнь ниже смерти. Я давно констатировала, что мы являемся не социумом – носителем культуры, а социумом насилия. И выступления, особенно озвучиваемые с высоких трибун, вытекают из культуры насилия. Они не направлены на защиту жизни человека. Напротив – получается, что мы героизируем человека после его смерти, говорим: «вот он молодец, что умер, это – символ геройства». Мы мало0-полмалу в общество, которое не всячески отстаивает жизнь, а обожествляет смерть. И это поощряется с высоких трибун. А с другой стороны – поощряется дискриминация».
По наблюдению Огванесян, народ видел столько насилия и дискриминации, что подобные неприемлемые выступления он уже не воспринимает как чуждые.
«И подобными выступлениями с высоких трибун закрепляется культура насилия, укореняется дискриминация в отношении уязвимых групп,- подчеркивает собеседник.- Мы следуем за смертью, людей больше призываем умирать, чем жить. Между тем, у обществ, поклоняющихся смерти, нет будущего».
Оганесян напомнила, что пленные – самая уязвимая часть нашего социума.
«Пережившие войну молодые люди сталкиваются с проблемами, они не могут нормально вернуться в общество, видя эту крупномасштабную войну. А представьте состояние пленных, которые подвергались пыткам. Для них необходима серьезная государственная программа реабилитации. Однако каких-либо шагов в этом направлении я не вижу. Взамен слышу призывы к смерти и дискриминационное отношение»,- отмечает эксперт.
Отметим, что армянские правозащитники, а также Омбудсмен сигнализируют различным международным структурам об удерживаемых в Азербайджане армянских пленных и заложников. Имеются также заявления, направленные в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Заруи Оганесян полагает, что вышеупомянутые заявления должностных лиц Армении могут серьезно навредить этому процессу.
«Вообще говоря, весьма вредно воздействуют и такие заявления, озвучиваемые с высоких трибун, в которых выражается сомнение относительно государственных границ РА, а армянские топонимы называются на азербайджанский манер,- говорит правозащитник.- Подобное поведение неприемлемо не только с точки зрения интересов РВА, но и в гуманитарном аспекте. Пока у вас есть возможность спасти хотя бы одну человеческую жизнь, вы обязаны сделать всё для того, чтобы спасти эту жизнь. Поскольку в Азербайджане пока удерживаются армянские заложники и пленные, вы должны сделать всё, чтобы спасти этих людей. Это бесспорно. А вышеупомянутая позиция нанесет ощутимый вред как внешнеполитическим, так и правовым процессам РА»,- сказала Оганесян.
Читай больше новостей на нашем сайте
#Никол Пашинян #Заруи Оганесян #Попадание в плен #статус пленных #44-дневная арцахская война