Спойлер. Никак 😂
Небольшой ликбез для тех, кто "не в теме".
Стереотипные движения - это то, это устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз. Самые распространённые случаи – это перебирание пальцами, хождение на носочках, хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки. Наиболее эмоциональные – удары по голове, удары головой о твёрдые поверхности, крики. Встречаются и более экзотические виды, такие как кручение предметов, чеканка мяча, копирование звуков (например, копирование звуковых уведомление мобильных телефонов).
По теме я уже писала:
Стереотипия бывает нескольких видов:
- Самостимуляция (есть у дочери)
- Коммуникация (нет, это не про мою дочь)
- Саморегуляция (это про мою дочь)
Иными словами, стереотипия для аутиста - это способ вернуться в спокойное стабильное и понятно для него самого состояние из стрессовой ситуации.
Кто не понимает где он - это канал матери ребенка с ОВЗ. Есть в наличии дети-двойняшки, где дочь с аутизмом, а сын - нормотипичный. Здесь не история успеха.
О детях говорю "сын" и "дочь". Им уже 14 лет. На дочь не говорю "больная", а на сына "здоровый" и вам не советую у меня на канале это говорить ))
Папа не сбежал )) Пока что ))
У дочери моей - это мотание головой, размахивание правой рукой (как правило) и самое основное - это звуковая стереотипия. Она просто ходячее "радио". И эта речь не имеет ничего общего с произвольной речью или какой-то продуктивной деятельности. Повторяет фразы, песенки, отрывки из реклам, сказок, мультиков. Интонация именно как там, где она это услышала. Может прям с середины слова начать, но интонация будет все равно как в оригинале, так сказать. Ну и повторяет она на том языке, на котором к ней пришел "оригинал" для повторения.
Вот несколько инструментов, которые можно попробовать использовать для коррекции стереотипного поведения:
- Переключать на другие действия, которые нравятся ребенку или нейтральны, но имеют хоть какой-то смысл. У нас это не получается, если она "ушла в себя", то нужно дать ей доделать то, что она начала. (если это не самоагрессия или хватание других за руки).
- Заместить одну стереотипию другой, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. При этом одну стереотипию лучше заменять сразу несколькими альтернативными действиями. Например, самоагрессия была нами как-то успешно заменена года на полтора. Я подсунула дочери альтернативу - вместо биться себя погрызи игрушку, которую не так то и приятно грызть, поэтому от нее она быстро отказалась, а вот прям колотить себя перестала. Стала просто подносить руку в лицу, как будто хотела себя бить, но не била. То есть эмоции она испытывала те же, но самого удара не было. Что тоже довольно неплохо. Было ))) но чот потом прошло и самоагрессия стала проявлением уж прям совсем крайней стрессовой ситуации. А вот подсунуть опять грызть игрушку не получилось уже.
- Трансформировать бессмысленную, однообразную деятельность социально значимой. Эээээ... не знаю что у нашем случае можно сделать. Заставить ее петь ее то, что нам бы хотелось у нас не получилось пока что. Так что режим "радио" сохраняется.
- Прерывание действий. Постепенное, но лишение ребенка возможности совершать эти действия. - Да. Это делаем. Что тоже приводит к стрессовой ситуации и может привести к самоагрессии. Поэтому тут нужно делать постепенно и не категорично. Если сработало, то хорошо (и продолжать там, где сработало), если на чем-то не срабатывает, то не давить, подойти с этим попозже. Это лично мое мнение. Мало того, например, сейчас педагоги на интенсиве именно это и делают. Резко прерывают ее словом "СТОП" с соответствующей интонацией. Не всегда прокатывает. Пару раз она ушла в самоагрессию.
- Осмысление своих действий и самостоятельный отказ от них. Этот прием доступен в случае достаточно развитой интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. - Ну.. это пока что не про мою дочь )))
Найти единственный верный способ вряд ли удастся. Да мы его и не нашли. Но стараемся. У дочери по большей часть звуковая стимуляция происходит ею же самой. И стереотипное поведение именно в звуковом виде по больше части выражается.
Есть еще такое, например, когда говорит, то чеканит каждое слово и сопровождает его движением кисти правой руки. Не думаю, что это нужно как-то решать или убирать, так как, если то ей надо и это ей помогает разговаривать осмысленно, то пусть будет. А вот громкость речи я б как-нить уменьшила, но не знаю как )) Так как у нее понятие либо все выключить и нет звука, либо включать очень громко. Хотя что такое "потише" она знает. Но ее "потише" не устраивает.
Ну и самое главное, это ж сенсорные нарушения. Так что как-то решить сенсорные проблемы ребенка (смотря у кого какие), чтоб как можно меньше аутисту нужно было прибегать к самостимуляции и саморегуляции.
Так что вопрос стереотипии решить прям совсем невозможно.
Свою статью я написала на основе этого материала, добавив сюда наш личный опыт.
#коррекция_аутизма #аутизм_общество