Найти тему

Костыли выстреливали как пули, а стыковые болты срезало как спички

Климат в районах БАМа континентальный и температурная разница даёт о себе знать. Летом температура поднимается до +35 в тени, а зимой опускается до -55 градусов. Во время укладки пути в зависимости от температуры на улице, выставляли зазоры от 5 мм летом до 25 мм зимой.

Все знают, что зимой все материалы, особенно металлы сжимаются, а летом расширяются, по этому зазоры в стыках выставляют в зависимости от температуры. Но зазоры точно не выставить, пока не будет выполнена вертикальная и горизонтальная выправка пути.

После выправки пути некоторые зазоры летом получаются слепыми, и чаще всего особенно при движении тепловоза в жаркую погоду происходят выбросы пути. Во время движения тепловоза колесо гонит перед собой гонит перед собой волну незаметную глазу, что приводит к смещению рельса вперёд.

Выброс пути
Выброс пути

В слепом зазоре создаётся напряжение и происходит выброс пути. По долгу службы мне часто приходилось ездить на тепловозах до места работы, и наблюдать такие выбросы. Если балласта было мало и торцы шпал им не были присыпаны, то путь выбрасывало в сторону.

При выбросе образовывалась кривая с таким маленьким радиусом, что тепловоз дальше ехать не мог, до устранения неисправности. Если же балласта было выгружено много, и даже шпалы были им присыпаны, то рельс выбрасывало в верх, вырывая костыли из шпал, и они как пули разлетались в разные стороны.

Зимой наоборот, зазоры в стыках при сжатии рельса увеличивались и болты диаметром около 25 мм между отверстиями в рельсах и накладках срезало как спички.

Для того, чтобы таких неприятностей не случалось существует гидравлический рельсоразгонщик, который устанавливается на стык, и при помощи клиновых зазубренных зажимов раздвигает стык гидравлическими цилиндрами до нужного размера, в зависимости от температуры. В стык устанавливается вкладыш, чтобы при разгонке следующего стыка он уже не смещался.

пружинные Ж/Д противоугоны
пружинные Ж/Д противоугоны

Чтобы после снятия вкладыша из стыкового зазора рельс больше не смещался, на него вплотную к шпалам устанавливают пружинные противоугоны, с разных сторон шпалы. Количество их устанавливается на звене по расчётам на подъём меньше на спуск больше. После таких работ костыли не стреляют, а болты не срезает.