"Провинциалы" - Лим Джин-сун, 2018 год.
У фильма "Провинциалы" есть два плюса. Первый - это актер Ма Дон-сок. Вы можете не знать его имя, но наверняка узнаете его лицо. Этот мужик даже попал во вселенную Марвел, снявшись в "Вечных" (каким бы паршивым ни был фильм, а узнаваемости Ма Дон-соку он точно прибавит).
Второй плюс - это некоторые культурные и социальные особенности Южной Кореи, о которых просто любопытно узнать, для саморазвития. В частности фильм поведает, что образование в Южной Корее штука не из дешевых, не можешь заплатить и вместо аттестата получишь в зубы справку о том, что ты лох педальный. Также любопытно узнать, что у них там бывают коррумпированные директора школ. И вообще директор школы может запросто баллотироваться в мэры. Серьезная видимо должность, не то что у нас.
А в остальном - довольно традиционная криминальная драма. По мерках корейского кино, давно уже задающего стандарт в этом жанре, фильм можно назвать легким и непритязательным.
По сюжету, тренер по боксу, в исполнении Ма Дон-сока, из-за своей принципиальности теряет работу и переезжает в провинцию, где для него нашлось место школьного физрука. В обязанности школьного физрука также входит выбивание долгов с учеников, которые не оплатили учебу. Это забавно, потому что герой никого не бьет и вообще очень стесняется, грозный вид не делает его автоматически хорошим коллектором. А еще в школе пропала девочка. Правда на это положили болт с прибором все, кроме подружки пропавшей. За исчезновением школьницы кроется страшная тайна, в расследование которой и втягивается физрук.
Детективный дуэт из неловкого верзилы и гиперэмоциональной школьницы получился достаточно забавный. В остальном довольно стандартный, если не сказать клишированный (по крайней мере для корейского кино) набор злодеев: имеется клуб, который держат бандиты и где школьницы оказывают интим-услуги, имеются продажные полицейские, имеется коррумпированный чиновник (тот самый школьный директор), у которого на носу выборы и имеется его сыночек-маньячина, которого папочка в школу пристроил учителем рисования.
В конце хороший боксер уложит всех :-)
Если вам конкретно нравится корейское кино и Ма Дон-сок, то можно и посмотреть.
6 из 10
"Гора девственности" - Дагюр Каури, 2014 год.
Исландское кино - это очень самобытная и странная штуковина. Время от времени я пытаюсь с ним ознакамливаться, но не всегда успешно. В последний раз мне понравился фильм "Металлистка", а больше я почти ничего не помню.
"Гора девственности" - история про толстого возрастного мужика по имени Фуси, который живет с тираничной матушкой и абсолютно социально дезадаптирован. На работе над ним издеваются коллеги, личной жизни у него нет. Есть увлечение моделизмом и один-единственный друг, правда друг классный, тут спору нет. Не смотря на неловкость и замкнутость Фуси хороший человек, добрый, отзывчивый, на все руки мастер. Только на эти его замечательные качества спроса на рынке человеческого общения нет.
Неожиданное знакомство с девушкой, у которой тоже как выясняется имеются проблемы на чердаке, приводит героя в состояние экзистенциального кризиса, за которым и предлагается понаблюдать зрителю.
Фильм Дагюра Каури это добротный психологический портрет. Не анализ, нет. Он не пытается говорить о причинах описываемых явлений, это зритель волен сделать самостоятельно. Тут, как говорится, не важно что хотел сказать автор, важно, что у него получилось сказать. Фильм же рассказывает о психологических проблемах людей в обществе развитого капитализма, когда отчуждение и изоляция индивидов становится особенно сильными. Проблемы Фуси коренятся не только в нем самом или его семейном окружении, хотя и там тоже. Фуси живет в обществе настороженных одиночек, где радости простого человеческого общения лишен не только он, просто другие успешнее скрывают свой страх и фрустрацию по этому поводу.
Может показаться, что это какая-то гипербола и персонажи просто с жиру бесятся, когда нужно просто взять себя в руки, пойти и устроить свою жизнь, стать счастливым, богатым и популярным у женщин. Ведь это просто, да? Достаточно просто взять себя в руки и поднапрячься, да? Ведь так?
Тогда почему многие из нас так похожи на этого неловкого жирдяя или его прячущуюся по шкафам подружку?
6 из 10
"Призрак рая" - Брайан де Пальма, 1974 год.
Неожиданно крутой фильм Брайана де Пальмы.
В основу сюжета положены сразу несколько классических сюжетов, таких как "Фауст", "Франкенштейн", "Портрет Дориана Грея" и даже "Русалочка", все это надето на каркас "Призрака оперы" и помещено в рон-н-рольные 70-е. Получилось и смешно и грустно.
Сюжет такой. Один очень крутой продюсер для открытия своего клуба с претенциозным названием "Рай", украл у молодого композитора его произведение, а самого композитора отправил в тюрьму. Тот из тюрьмы сбежал и решил отомстить обидчику. Лишь одно может успокоить метущуюся душу творца, мститель желает, чтобы его музыку на сцене "Рая" исполнила молодая и талантливая певица Феникс. Ради этого он готов примириться со злейшим врагом и даже душу продать дьяволу. В прямом смысле слова.
Брайан де Пальма глумится над шоу-бизнесом с максимальным цинизмом и в гротескно-канареечных тонах. Прослушивание на диване, воровство произведений у их авторов, эксплуатация, повальная наркомания и устрашающая нищета духа - всего этого тут с избытком. Артиста сжигают за живо на сцене? Прекрасно, публика в восторге! Какой мощный поворот, его непременно нужно повторить, тащите нового артиста! Даже талантливая певица Феникс, покорившая Призрака чистотой души и голоса, почувствовав вкус славы мгновенно поддается пороку и вот уже сама подписывает зловещий дьявольский контракт. В это бизнесе на корню сгнивает все светлое и доброе, и не продав души не долго не проживешь.
"Призрак рая" интересно рассматривать и разбирать по сценам, потому что в каждой происходит что-то интересное и осмысленное. Про фильм легко можно накатать целое эссе, настолько он этого заслуживает. А ведь он полузабыт.
8 из 10
"Мятная конфета" - Ли Чхан-дон, 1999 год.
Фильм "Мятная конфета" начинается с самоубийства главного героя. Все дальнейшее - нарезка расположенных в обратном порядке эпизодов из его жизни, объясняющих как он до этого дошел. Эпизоды перемежаются идиллическими видами на улетающее вдаль железнодорожное полотно, хотя в самом фильме ничего идиллического нет.
История Южной Кореи безоблачной никогда не была. Бывали в ней и эпизоды, когда армией подавляли студенческие волнения. И применялось боевое оружие. В одном из таких инцидентов принял участие герой "Мятной конфеты", угодивший в армию по призыву, после каких-то неуказанных, но не очень хороших событий в его жизни. В ту роковую ночь он получил пулю в ногу, убил невинного человека и разрушил свою жизнь.
Дальнейшее - непрерывная эскалация подавленности и ненависти к себе, к своей слабости. На каждом витке своей жизни герой опускается все ниже и ниже. Вот он демобилизовался, но не находит в себе сил вернуться домой и снова встретиться с девушкой, которую любит. Он верит, что теперь недостоин ее. Раньше он мечтал стать фотографом, но теперь идет работать в полицию, где его втягивают в пытки. По злой иронии судьбы, девушка находит его сама, в тот день, когда его в первый раз заставляют пытать человека. Сцена их встречи действительно жуткая.
Вот он женился, но равнодушен к семье, изменяет супруге, которую не любит. Пытки стали для него делом будничным. У него хорошо получается. Карьера идет в гору, он вполне респектабелен.
Вот он ушел из полиции и занялся коммерцией. Партнер по бизнесу кинул его, жена подала на развод и выставила из дому. Теперь он бомж.
И снова встреча с той самой девушкой, но теперь уже у ее смертного одра.
Героя сложно жалеть, жизнь давала ему шанс все исправить, вина на нем. И все же людей которые не справились, не вывезли и осели на дно, их ведь всегда большинство.
Довольно жесткий фильм, в котором русский зритель найдет для себя много знакомых и понятных вещей, напоминающих о 90-х.
7 из 10
"Бархатная бензопила" - Дэн Гилрой, 2019 год.
Очередная попытка посмотреть кино от Netflix.
Интереснее фильмов об искусстве бывают только фильмы о кино. Оно и понятно, все эти режиссеры, сценаристы и прочая братия живут в этой фактуре и прекрасно ее понимают. Личный опыт, против него не попрешь.
О "Бархатной бензопиле" вообще можно сказать, что идейно фильм вторичен. Вопрос о потребительской и меновой стоимости искусства уже поднимался в "Выходе через сувенирную лавку" или "Ахиллесе и черепахе" (наверное еще в каких-то фильмах, но мне запомнились только эти два). Недостаток оригинальности авторы пытаются заполнить иронией и талантливыми актерами. Джилленхол как всегда работает на совесть. Кстати, до "Бархатной бензопилы" Джилленхол снимался в у Гилроя в крутом нуарном "Стрингере". Этот фильм получился слабее "Стрингера", но вполне возможно виноват не столько режиссер, сколько Netflix.
Для понимания контекста фильма можно пользоваться как ключом следующей фразой: "потребительская стоимость имеет дело с любовью, меновая - с проституцией". Таким образом, арт-рынок это в самом буквальном смысле квартал красных фонарей, а галереи - это бордели в которых искусство торгует собой.
Фильм в целом рассказывает именно о работниках арт-рынка. Галеристы, критики, музейщики - вся эта шушара, которая вьется вокруг искусства подобно мухам над известной субстанцией (хотя они, конечно, видят себя пчелами).
Сюжет такой. Где-то в Лос-Анджелесе умирает никому не нужный одинокий старик. Благо его соседкой оказывается работник модной галереи. Девушка обнаруживает в квартире почившего целую гору картин, качество которых не оставляет сомнений - старичок был гениальным, и потенциально безумно дорогим, художником. Вокруг открывшегося творческого наследия немедленно начинает жужжать мушиный рой, скандалы, интриги, кражи, ну все в этом духе. И все бы хорошо, но вот картины... они обладают сверхъестественной силой и убивают людей, остающихся с ними наедине.
Фильм получился наполненным постмодерной самоиронией. Далеко не все его герои вызывают отторжение и это приятно. В основном они понимают, что в какой-то момент обменяли свое право первородства на чечевичную похлебку, но когда это успело случиться и как вернуть все назад уже не знают.
Особенно доставляет девочка Рококо, у которой начальство долго не живет. Шутка про то, что она каждый раз находит труп своего босса исполнена очень смешно. Сами смерти тоже оформлены неплохо (особенно эпизод с шаром, когда пришедшие на открытие выставки люди принимают окровавленный труп за часть инсталляции).
Обаятельным получился герой Джейка Джилленхола, художественный критик, который сам не знает, что ему на самом деле нравится. Он искренне любит свою работу и хочет делать ее хорошо и лишь в последний момент начинает понимать, что в какой-то момент успел с потрохами продаться. Он удивляется, когда осознает, что написал разгромную статью о художнике, чьи работы ему на самом деле понравились и сделал это только для того, чтобы порадовать свою любовницу. Ему вообще приходится сделать целый ряд весьма неприятных открытий.
Короче, настоящее искусство - страшная сила. И оно неумолимо . И в гробу оно нас всех видало. А главное, не стоит верить тому, что пишут профессиональные критики, ведь они те еще граждане с пониженной социальной ответственностью.
Фильм милый, с претензией на хорошую иронию, но не блещет оригинальностью мысли и откровением ни для кого не станет.
6 из 10
"Прошлой ночью в Сохо" - Эдгар Райт, 2021 год.
На фоне всего того, что попадает сейчас в наши кинотеатры, "Прошлой ночью в Сохо" - это очень хорошее кино. На самом деле, фильм мне понравился.
Райт задел все модные нынче темы, но подал их вполне самостоятельно и осмысленно.
1 - Любовь к ретро. Сейчас в моде неоновые 80-е, однако Райт выбрал 60-е. Главная героиня буквально бредит этой эпохой. Однако, после того как в ее жизни появляется призрак из прошлого она достаточно быстро понимает, что ушедшие эпохи только в наших фантазиях чудесны и подернуты романтическим флером. В жизни все было несколько иначе.
2 - Во всем виноват патриархат. Нет, не во всем. Достаточно смелое утверждение, за которое режиссеру еще может прилететь (будем надеяться, что никто ничего не поймет). Тут кстати, вот что можно отметить. Среди зрительских мнений о фильме мне попадались и такие "ну вот, опять повесточка, очередное нытье про то как эксплуатируют баб!". Это как в истории про мальчика, который кричал "Волки!". Кричали так долго и так бессмысленно, что любой материал по теме уже на этапе попадания в мозг современника моментально помечается как "спам". А права женщин тем временем, как ущемлялись, так и продолжают ущемляться. Эдгар Райт копает чуть глубже, в его фильме нет однозначных жертв и однозначных злодеев, герои - жертвы порочного круга, социума, который бесперебойно плодит сутенеров, потребителей секс-услуг и убийц, превращая в них людей, которые в иных обстоятельствах могли прожить совсем иные жизни.
3 - Ужастик. В этом смысле "Прошлой ночью в Сохо" скорее отсылает к эстетическим приемам джалло, таких специфических итальянских ужастиков. Юная девушка способная видеть призраков, таинственная история об убийстве, много сексуальности. Вот это все.
Фильм Эдгара Райта не повесточный, хотя и может таким показаться. Эта история все время переворачивается и оказывается немного не о том. По моему же скромному мнению, эта история о том насколько опасным может оказаться поверхностное суждение о вещах.
8 из 10