БЕСПЛАТНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЛУЧШИМИ КНИГАМИ РОССИИ 2021 ГОДА
Недавно «литрес» предложил мне поучаствовать в голосовании читателей и выбрать своего претендента на премию «Большая книга». Ради этого всем желающим предоставляется бесплатный доступ к текстам — можно читать онлайн и даже загружать файлы. Это разумно. Платить за все эти книги деньги, даже за их электронные версии, я бы не стал, а бесплатно оценить ситуацию с современной русскоязычной литературе, ознакомившись с лучшими ее образцами (а на премию выдвигают лучшие, верно ведь?) это довольно интересно.
Вот список лучших русских книг 2021 года:
Наринэ Абгарян («Симон»)
Марина Степнова («Сад»)
Евгений Водолазкин («Оправдание острова»)
Алексей Поляринов («Риф»)
Леонид Юзефович («Филэллин»)
Михаил Гиголашвили («Кока»)
Юрий Буйда («Сады Виверны»)
Дмитрий Бавильский («Желание быть городом. Итальянский травелог эпохи твиттера в шести частях и тридцати пяти городах»)
Виктор Ремизов («Вечная мерзлота»)
Владимир Паперный («Архив Шульца»)
Майя Кучерская («Лесков. Прозеванный гений»)
Оксана Васякина («Рана»)
Андрей Дмитриев («Этот Берег»)
И со всеми этими книгами я добросовестно ознакомился, не пожалев времени: перелистал, почитал, а некоторые даже прочел целиком. Надо же знать, что там в современной русской литературе происходит.
Не буду заниматься критическим разбором — я не литературный критик. Люди пишут книги, это хорошо само по себе. А если кому-то еще и премии дают, то это вообще замечательно. Это значит, что тот, кому премию дадут, сможет написать что-то еще, не задумываясь о хлебе насущном. Тем более не буду спойлерить. Все имеют возможность бесплатно читать до конца ноября.
БОЛЬШАЯ КНИГА - ЭТО НЕ О РАЗМЕРЕ
Общие замечания. Реально больших книг (ну, чтобы страниц на 700-800) там всего парочка. Остальные книги самые обычные, как большинство стандартных изданий, отнюдь не большие. Страниц по 200 в среднем. А некоторые даже меньше. Но мы понимаем, разумеется, что «большими» эти книги делает не объем, а содержание. Масштаб, так сказать, проблем, и глубина, так сказать, погружения. А выбор книг на премию должен быть широким и охватывать весь спектр. Он охватывает. Есть и книги про злобных чекистов, в добротной солженицынской манере, и книги про тонкости гендерной флюидности и разнообразие самоощущений, которые пару десятков лет назад могли бы кого-то шокировать, а сейчас уверенно монополизируют мейнстрим. Мейнстрим он такой, он непрерывно меняется. Днепрогэс, Магнитка, партизаны, целина, колхозники-ударники, ученые-антисоветчики, менты и братки, ну и, наконец, вершина развития — разноцветие индивидуальных гендерных особенностей.
Есть среди книг-претендентов необычайно культурные, свидетельствующие о глубоком погружении авторов в историю и культуру мировой цивилизации. Есть книги, которые будут интересны тем, у кого интересы более приземленные — ну, к примеру, о быте и нравах в местах не столь отдаленных. Очень познавательно.
НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ
Вот об одной книге хочу отдельно упомянуть, но затронуть не литературный аспект (этим пусть критики занимаются), а психологически-этнографический. В «Этом береге» Андрея Дмитриева герой бежит на Украину, опасаясь преследования по обвинению в педофилии (разумеется, ложному) и живет там без документов, работая на даче у какого-то мелкого олигарха. Но это неважно. Интересны блестки наблюдений о царящей на Украине паранойе — я полагаю, автор лично все это наблюдал и схватил цепким писательским взглядом. Вряд ли такое можно придумать.
Ну, вот пример: в маленьком украинском городке сидят люди в кафе, тихий мирный день. И тут до них доносится звук летящего самолета. Все пугаются, родители хватают детей, сажают себе на колени и закрывают своим телом. Потом прислушиваются — а, это пассажирский пошел на посадку. У них там аэропорт где-то неподалеку. И расслабляются. Оказывается, они опасаются русских бомбардировщиков, которые будут бомбить кафе в маленьком украинском городке. Вот, мол, прилетит такой, и начнется тут кровавый ад. Автор никак не выражает свое отношение к этому и даже как бы делает вид, что полностью согласен с обывателями и сочувствует им. Это у него очень хорошо получается, я ему даже начинаю верить на какое-то мгновение и пугаться вместе со всеми.
А потом прихожу в себя. Але? Русские самолеты хоть раз бомбили кого-то на Украине? Откуда у них такие выработанные рефлексы, как у жителей Сталинграда? Украинские самолеты да, что-то бомбили в 2014 году в Донбассе, было такое, пока их сбивать не стали. А артиллерией украинская армия обстреливает непрерывно, даже старухи по звуку научились определять калибр и направление обстрела. Но это все в Донбассе, а остальная Украина вроде бы живет вне зоны обстрела и бомбежки. И даже если представить, что кому-то удастся развязать реальную войну с бомбежками и все такое, то кто и зачем будет бомбить кафе в маленьком украинском городке? С какой целью? По генеральному штабу ракету запустить в самом крайнем случае, если уж до этого дойдет, это я понимаю, в этом может быть смысл. А кафе в захолустном городке? Зачем тратить на него дорогие бомбы даже если Путин кровожадный маньяк, как там все считают?
КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО Я НЕ МАНЬЯК?
Ну, вот, представьте, сидят у метро старухи, чем-то торгуют. И мимо иду я. А они все на меня смотрят напряженно и чего-то ждут. А когда я прохожу мимо, облегченно вздыхают: ну, на этот раз пронесло. А мог бы достать молоток из-за пазухи, начать бить старух по головам и был бы тут кровавый ад. Ведь мог бы? Можно это логично опровергнуть? Нельзя. Это паранойя. И автор очень убедительно ее описывает, ну прямо как если бы он реально во все это и сам верил.
Или другой маленький штришок. Приходит полицейский и предупреждает, чтобы все были осторожны — где-то на другом берегу были замечены «зеленые человечки». Это вообще где-то в центре Украины. Какие именно человечки и почему там полицию не вызвали? Выясняется такая картина — зеленые человечки у кого-то переночевали. Но оружия у них с собой не было, и жаловаться в полицию вроде бы не на что. А почему тогда решили, что это «зеленые человечки»? Они были в военной форме русского спецназа? Говорили по-русски с русским акцентом? У них было вражеское выражение лица? Непонятно как-то. Фактуры не вижу. То есть, где-то переночевали какие-то лица мужского пола, и в связи с этим полиция ездит по окрестностям и призывает всех к бдительности и организует отпор русским диверсантам. Зеленым человечкам. Которые что? Будут взрывать так и не разбомбленное кафе? А мне, я помню, либеральные авторы рассказывали сатирические истории о ловле шпионов в 1937 году. Мы все в конце 1980-х просто обхохотались. А оно вот оно как. И вновь автор очень тонко делает вид, что все это естественно и нормально. Ну и так далее.
Очень познавательно для исследователей коллективного бессознательного и влияния мифотворчества на формирование массовых фобий. Не зря же эту книгу на премию выдвинули. Заметили и оценили. Большая русская книга.
Ну, не буду больше углубляться. Это не о литературе.
О литературе. Я лично проголосовал за «Риф» Алексея Поляринова.
Но не удивлюсь, если премию получит совсем другая книга, и по критериям, имеющим отношение не к литературе, а к общемировой политкорректности, актуальности и мейнстриму. Время такое. Понимать надо.
#ЛИТЕРАТУРА #большая книга #русскаялитература #ПРОЗА #культура