ФЭД 2/50 это достаточно редкий объектив из 40-х годов прошлого столетия. Выпускался штатным для фотоаппаратов ФЭД-С (ФЭД-Командирский, ФЭД-НКВД), относительно точно известно, что объективов с камерами выпущено в районе 20000 штук.
Объектив выполнен в убирающемся исполнении, однако, не смотря на то, что его можно установить на фотоаппараты через переходник М39, по умолчанию бесконечности не будет. Необходимо немного приблизить объектив к матрице, чтобы она появилась. Нестандартный рабочий отрезок, все дела. Для съемки портретов штатного положения после установки вполне себе достаточно. А на бесконечности, я вам скажу — резкость есть). Просто на постоянной основе держать тубус объектива не зафиксированным в своем месте чревато пробитой матрицей. Тубус в сложенном состоянии уверенно достанет до нее.
Объектив интересен не только тем, что является по своей сути, копией Leitz Summar 2\50 в упрощенной оправе, но еще и тем, что это объектив, который не имеет вообще никакого просветления с завода. Природное покрытие из пленки окислов появляется на передней линзе через некоторое время, но этим можно пренебречь, так как улучшение картинки будет только при съемке в ч\б. Небольшое. Совсем. В общем, я счистил эту пленку патины вместе с грязью и пылью ленспеном, чтобы можно было хотя бы снимать. На фотографии объектива кажется, что без просветления он смотрится как-то безжизненно. Ведь его стекло в действительности ничем не переливается, и не имеет какой-либо глубокой расцветки.
Объектив имеет выпуклую переднюю линзу. Задняя линза также выпуклая. Глубина резкости, возможно, поэтому такая же). В схеме объектива присутствует 6 элементов в 4 группах. Схема идентична Leitz Summar 2\50, выпускавшегося немцами с 1933 по 1940 год. Отличие не только в упрощенной оправе, но еще и в количестве лепестков. 6-лепестковая диафрагма Leitz образует квадратное отверстие, а 10 лепестков ФЭД 2\50 — круглое отверстие на всех значениях диафрагмы.
Управление диафрагмой осуществляется колечком, идущим сразу за оправой передней линзы. Колечко посажено на резьбу и критично относится к наличию смазки, из-за мелкого шага резьбы. Набор значений не совсем привычный — 2, 2.6, 3.5, 4.5, 6.3, 9, 12.5, 18. Вращение колечка будет плавным и легким, если оно обслужено как следует.
Управление фокусировкой аналогичное тубусным объективам «Индустар-22 3,5\50» и «ФЭД 3,5\50». Тащишь за выступ с блокирующей кнопкой по кругу, тем самым, наводишься. Тубус ФЭД 2\50 длиннее и толще более массовых и темных своих собратьев.
Резкость у объектива есть. По центру. Ближе к краю кадра она значительно спадает. Я не знаю, конечно, как там дела с резкостью у более древних планаров под большой формат, но Sony A7 II при включенном фокус-пикинге рисует резкость как по кайфу, и с ФЭД 2\50 необходимо использовать приближение для точной фокусировки.
Недостаток контраста как-то еще можно нивелировать при постобработке, а вот огромное количество переотражений, возникающих при попадании в кадр источников света — увы, нет.
Есть обзор нескольких объективов от ФЭДа, и фотоаппаратов более позднего выпуска:
- Индустар-22 50mm f/3.5 M39 на Canon EF (дальномерный)
- ФЭД (Индустар-10, Индустар-22) M39 на Sony E (дальномерный)
Резюме
Качество изображения я хотел написать «оставляет желать лучшего». Однако, давайте сделаем скидку на то, что это, все-таки, древний светосильный планар (двойной гаусс-объектив) без просветления вообще. Объектив той самой схемы, которая используется сейчас в каждом утюге. Да-да, когда за дело взялись химики, оказалось, что планар это качественное и очень масштабируемое решение на каждый день. С использованием современных технологий химического просветления, планары различных модификаций используются как в стандарных, так и в телеобъективах. Так что… все равно, ФЭД 2\50 по своему статусу уже давно положено стоять на полочке.
Отказ от полной симметрии в пользу так называемых полусимметричных или «пропорциональных» объективов позволил увеличивать светосилу «Планара», в оригинале не превышавшую f/3,3. Первый успех в этом направлении был отмечен в 1920 году английской компанией «Тейлор-Гобсон», которой удалось «раскрыть» диафрагму до f/2,5 в объективе Opic. Однако, удачнее всех оказался немецкий Zeiss Biotar с рекордной светосилой f/1,5, разработанный Вилли Мертэ (нем. Willi Merté) в 1927 году для кинематографа. Послевоенные судебные тяжбы между восточным и западным отделениями Carl Zeiss привели к тому, что права на название Zeiss Biotar достались предприятию в ГДР, и все объективы этого типа, выпущенные в ФРГ, вынужденно маркировались как Zeiss Planar.«Биотар» послужил основой для большинства современных нормальных объективов с высокой светосилой, хотя чаще в этом контексте упоминается его западный псевдоним «Планар». Применение дополнительных линз (в том числе асферических) и новейших сортов стекла позволяет довести светосилу «Биотара» до значения f/1,4 и даже f/1,0. Самым светосильным в истории стал Zeiss Planar 50/0,7, рассчитанный на одном из первых транзисторных компьютеров IBM 7090 для лунной программы NASA, и выпущенный в количестве всего 10 экземпляров. В СССР типичными образцами «двойного Гаусса» были все «Гелиосы» и «Веги». Кроме них, то же устройство имели нормальные объективы «Волна» и «Зенитар». Большинство современных «полтинников» также основаны на конструкции «двойного Гаусса». Это недорогие объективы (Canon EF 50 f/1,8; AF Nikkor 50 f/1,8D) или светосильные профессиональные (AF Nikkor 50 f/1,4D; Canon EF 50 f/1,2L USM).
Пример фотографий ФЭД 2/50
Снято на ILCE-7MII, постобработка в Capture One
Больше примеров фото в сообществе ВК и на сайте