Друзья, наш путь сегодня лежит в Ямало-Ненецкий АО, к работавшему когда-то на стройке Трансполярной магистрали паровозу Эм 711-26. Этот памятник не только про Ямал, он про масштабный проект, идея которого актуальна до сих пор, про узников ГУЛАГ, про огромные амбиции с несовершенным исполнением.
Мы часто пишем про Северный широтный ход (СШХ), который не много не мало считается проектом века 21-го. Но не часто вспоминаем, что попытка воплощения идеи Трансполярной магистрали была реализована еще в прошлом веке, когда после ВОВ началось строительство железной дороги Воркута-Норильск. На возведение пути были направлены узники ГУЛАГа, впрочем, строили магистраль и вольнонаемные. На воплощении проекта были задействованы 40-45 тысяч человек.
Строители работали в условиях вечной мерзлоты и при отсутствии серьезных средств механизации. Однако к 1953 году была построена большая часть магистрали: 911 км, из которых около 700 км находились в рабочем состоянии. Но после смерти Иосифа Сталина правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги.
Сегодня в состав Северной железной дороги входит участок Трансполярки Чум — Лабытнанги. На остальном своем протяжении магистраль представляет собой сочетание заброшенных участков с отрезками дороги. Сегодня остатки рельсов и строений постепенно уходят в топь в безлюдной российской Арктической зоне. Где-то на участке стоят камера-карцер, куда помещали «провинившихся» заключенных, сторожевая лагерная вышка, развалившиеся практически в труху бараки.
Некоторые называют ту, сталинскую Трансполярную магистраль, «мертвой дорогой в никуда» или даже «дорогой смерти». Многие строители дороги считают, что самая большая трагедия состоит в том, что строительство ее так ни к чему и не привело. Однако также несправедливым будет не отметить факт, что проект опередил свое время.
Сегодня путь Салехард - Надым проходит параллельно старой железной дороге, хотя до остатков Трансполярной магистрали и лагерных построек несколько лет назад можно было добраться только по зимнику. А чтобы прикоснуться к истории стройки века, мы зовем вас в Салехард, паровоз стоит на въезде в город. Координаты: 66.554246, 66.620391
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput
#едемварктику: Паровоз Эм 711-26, Ямало-Ненецкий автономный округ
22 ноября 202122 ноя 2021
23
1 мин