https://www.fortepiano-olerskaya.com/
Десять лет работы по методике «Ручные пьесы-упражнения», внимательного анализа учебного процесса, наконец-то позволили мне более глубоко осознать основную роль этой методики. А именно, система «Ручные пьесы-упражнения» в музыкальном образовательном цикле имеет функцию начальной школы.
Мы все знаем, в общеобразовательной системе есть такая ступень – начальная школа. Важна ли она? Странный вопрос. Конечно, ещё как! Это база всего дальнейшего обучения. А чем, собственно говоря, занимаются дети в начальной школе? Разве они изучают науки, историю, физику, химию? Да нет же! Какие могут быть науки, когда нужно сначала научиться читать, писать, считать и организованно оформлять всё в тетрадях. А также нужно научиться самим действиям – делать уроки, ходить в школу, нужно понять, что такое дисциплина и многое другое, что вроде бы взрослому легко, а ребёнок делает это впервые и поэтому затрудняется.
Крючки и палочки, вся система знаков, буквари, прописи, таблица умножения и так далее, всё – всё, что потребуется потом для обучения разным наукам. Это база, это основа, фундамент, на котором строится вся дальнейшая система образования.
А есть ли у нас в музыке свои базовые элементы: свои буквы и палочки, свои таблицы умножения, своя система знаков? О! Ещё побольше, чем в общеобразовательной школе. Но, может быть она проще букв и цифр? Ну уж нет! Сложнее! Буквы и цифры ребёнок постоянно в жизни встречает. А наши знаки – эксклюзив, они начинающему совершенно незнакомы. Но, дорогие коллеги, у нас с вами в музыкальном образовании нет начальной школы! У нас нет того периода, длящегося в общеобразовательной школе целых четыре года! У нас почему-то считается, что дети и так по ходу всему научатся. И у нас их сразу окунают с головой в общий для всех режим – академ-техзачёт-экзамен. И сразу они у нас и полифонию, и крупную форму. Позвольте! Но когда в таком случае мы будем давать им базовые знания и навыки? По ходу? Извините! Подготовительная группа? Этого слишком мало. И кроме того, подготовишки по возрасту слишком малы, чтобы серьёзно освоить базу. Это, переводя на общеобразовательный цикл, как воскресная школа. Тогда что с них спрашивать, с ребятишек наших? Программа младших классов должна отличаться от программы средних и старших классов не только сложностью, но и структурой. Иначе страдает основа, фундамент всего обучения. Почему младшеклассники в большинстве своём играют так слабо? Потому что занимаются не тем, чем нужно на данном этапе. А потом базовые «хвосты» тянутся за учениками всю школу. Даже в колледж многие приходят без чётких базовых навыков. Я хорошо это знаю, потому что много лет работаю в муз. колледже. Уму не постижимо – некоторые студенты (таких не мало) не могут правильно записать или воспроизвести ритм!!! Из-за этого на конференциях ругают педагогов – плохо научили! Но как учить? Когда учить? И, знаете, не надо ориентироваться на музыкально одарённых детей! Талантливые дети многое схватывают просто налету, и мы, разрабатывая программу, не можем брать это за основу! Нужно ориентироваться на большинство. И вновь я предвижу возражения, что у нас профессиональное (предпрофессиональное) образование, и мы должны ориентироваться на действительно способных. Но нет! Многолетняя практика работы в музыкальном колледже мне чётко дала понять: лишь единицы – яркие звёздочки. В музыканты идут далеко не всегда очень способные дети. Большинство студентов имеют средние способности. И с качеством подготовки у них не всё в порядке. Но, друзья, может быть, хватит уже ругать педагогов?! Что они могут сделать при такой системе? При таких программах! Вот. например, что представляет из себя типовая предпрофессиональная программа? В ней для нас есть лишь высокие требования, но нет подходящей стратегии. И никаких надежд нам, практикующим педагогам она не даёт! И между прочим, вот уже какое-то количество лет по этим предпрофессиональным программам всех заставляют работать – но что-то не заметно, чтобы профессиональная подготовка абитуриентов колледжа повысилась. И снова педагоги виноваты? Предпрофессиональная программа строится на иллюзиях, далёких от практики. Это всё равно, что пускать электричество по деревянным проводам. Ток по ним просто не бежит. Да, для способных, ярких ребятишек она, наверное, прекрасно подходит. Ведь и разрабатывали её люди, преподающие не в обычных музыкальных школах, а в школах, в которые поступают не просто способные дети, а лучшие из лучших.
Может быть тогда нужно делать более жёсткий отбор и для поступающих в обычные муз. школы? Конечно, это дало бы лучший результат, пусть и не такой, как в специальных музыкальных школах, которые в России есть лишь в некоторых центральных городах. Однако, как показывает практика, не получается это сделать, в регионах ситуация совершенно иная. Это настолько глобальная проблема, которую даже и проблемой-то нельзя назвать. Потому что – это повсеместно. Это условия жизни. А значит, это реально существующая норма. Это одно из конкретных условий нашей задачи. А вот специальные школы – это не норма. Это уникальность! Это потрясающе и прекрасно! Но это не норма! И ориентироваться на это просто нельзя! Иначе, приспосабливая программу к средним и слабым детям, мы идём просто по пути упрощения произведений. Это не лучший путь. Программа должна соответствовать реалиям и, исходя из них, находить эффективные решения. Не наоборот. Представьте, если бы у нас самолёты ориентировались на то, что все пассажиры должны весить 50 кг и не больше, так как большой вес в сумме всех пассажиров самолёт не осилит. И нам бы говорили – друзья, вы слишком много едите, поэтому наши самолёты плохо летают. Самолёт – это обучающая система, пассажиры – ученики. Самолёт должен соответствовать потребностям, иначе авиация не справится с задачей. В нашем с вами случае я считаю, что не только ученики плохо справляются с рабочей программой, но и рабочая программа плохо справляется со своей задачей по эффективному обучению.
Образовательная система должна ориентироваться на социальные условия, а не наоборот. Она должна быть выстроена так, чтобы быть эффективной в реальных обстоятельствах, а не в желаемых, чтобы обеспечивать возможность получить крепкие знания средним ученикам. Почему ещё нельзя ориентироваться только на «звёздочек». У нас большая страна, и вообще мир велик. Кто будет работать в глубинках? Кто будет работать в маленьких городах и сёлах? Москвичи поедут работать, скажем, в Сибирь? Да и в Москве не все дети и не все педагоги — гении. Нам нужны хорошие, крепкие специалисты на всех уровнях. Я не хочу сказать, что в глубинках не рождаются таланты. Взять хотя бы два ярчайших примера: Денис Мацуев и Дмитрий Маслеев. Я никогда об этом не писала, но Дмитрий Маслеев учился в нашей школе. Два года он учился у меня по композиции. Это не просто ярко одарённый музыкант. Это ещё человек высочайшей дисциплины, воспитанный в семье с прекрасными, серьёзными родителями, всецело поддерживающими его в музыкальном образовании. Для таких, как он, любая программа по плечу. Но такие звёзды не будут работать в музыкальных школах, они не вернутся в родной город. И это естественно. Они работают на ином уровне. А значит, мы должны позаботиться о том, чтобы обеспечить хорошее образование детям с разным уровнем способностей. К тому же, мы не должны забывать. Это – дети! Сегодня кто-то слабый ученик, а завтра он повзрослеет и вполне возможно станет серьёзнее, раскроется. А во взрослом возрасте может ещё и лидером стать, и выдающейся личностью. Сколько таких примеров в истории!
Но наша музыкальная образовательная система начальных классов, вернее, её отсутствие, как самостоятельной методической структуры, не позволяет обычным детям взять хороший старт. И их обучение, полное пробелов первых лет, долго ещё будет выравниваться в музыкальном колледже. Потому что слишком слаба база, на которой потом всё строится. В средних и старших классах многие ребята могли бы сделать хорошие шаги в профессиональном обучении, но то, чему они недоучились в младших классах, тянет их назад. А недоучились они этому не потому что педагоги плохие, а потому что нет этого в программе. Требования-то, конечно есть, но они не подкреплены методом и условиями, акцентом внимания. Отсюда в первую очередь и проблемы все идут. Ритм, техника, чтение нот и базовая теория. Вот они – краеугольные камни, которые получают свою необходимую огранку у многих только в колледже, так как в школе было некогда. Именно на эти базовые аспекты и нацелена методика «Ручные пьесы-упражнения». Напоминаю, эта методика занимается первыми годами ребёнка в музыке, плавно выводя ученика на обычную схему обучения! И акцент в методике делается именно на знания и навыки, а не на репертуар. Это не значит, что дети не учатся играть на инструменте. Учатся, и очень даже активно. Но их исполнительская программа построена не по жанровому принципу. Акцент делается на самом исполнении, на технических приёмах, базовых формах и прочих исполнительских задачах, под которые написаны специальные пьесы-упражнения. Жанровый комплекс – это не то, что нужно маленьким детям. В отношении исполнительской практики сначала им нужен технологический и технический комплекс. Им нужно заострить внимание на самой сути музыкальных явлений и научиться пользоваться инструментом, нотами, теорией и ритмом.
Однако никто не запрещает нам разрабатывать свои программы, устанавливать свои требования к промежуточным контрольным точкам. Я написала свою рабочую программу, трёхуровневую. Там есть и работа с ритмом, и с нотами, и с техникой, и с теорией. Причём со всей конкретикой и пояснениями и учебниками: для становления первоначальной техники, для постановки ритма и постановки навыка чтения нот. По ней уже занимаются преподаватели, я занимаюсь по ней, и сейчас ещё раз буду рабочую программу перерабатывать – именно ставя акцент на понятии «начальная школа». Младшие классы ещё сильнее уведу от стереотипных схем. Стереотипы – въедливая штука. И это понятно, их роль – удержать мир от хаоса. Но с ними нужно быть аккуратнее, иначе мы начинаем принимать однажды созданные правила, как бесспорную истину. Поэтому нельзя позволять мозгу постоянно ходить на привязи привычного, а нужно подвергать всё строгому и детальному анализу. Стереотипы сильно сужают круг обзора и искажают действительность. Мы начинаем видеть ситуацию не саму по себе, а через призмы стереотипов, которые ещё, накладываясь друг на друга, уводят нас далеко от правды. По сути дела мы нередко видим такую ситуацию, что педагог в практике своей стремится не к тому, чтобы ученик качественно и с пониманием играл на инструменте, а к тому, чтобы ученик справлялся с программой. А это отнюдь не одно и тоже. Но уже и в той версии рабочей программы «Ручные пьесы-упражнения», которая есть сейчас, внимание к чистым навыкам усилено, а требования к репертуару изменены в соответствии с обучающими задачами. Моя рабочая программа не проще и не сложнее типовой, но она имеет иные акценты для младшеклассников, и работая по ней вы обретёте большую свободу в разумном планировании задач для начинающих и сможете ещё ярче раскрыть свой педагогический талант. Вариант «Б» моей программы несколько проще, чем «А». А вариант «В» больше соответствует требованиям общеразвивающей программы. В конце статьи будет ссылка на скачивание этой рабочей программы.
Коллеги, какие бы там не выпускали требования «сверху», давайте не будем забывать: мы – профессионалы. Именно мы, мы воспитываем поколения музыкантов, мы решаем конкретные задачи. Давайте будем больше доверять себе. Давайте добиваться условий, при которых у наших воспитанников будет больше шансов на успех! Давайте писать свои программы! Давайте защищать их! Потому что мы работаем на благо общества, и мы многое делаем. Но можем ещё больше. Всё новое трудно входит в практику, но благие идеи стоят того, чтобы их продвигать. Всем будет лучше – и нам, и детям, и обществу. Понятно, что всё равно останутся дети, которые будут учиться слабо. Мы не в состоянии изменить мир, сделать всех трудолюбивыми и организованными. Но я уверена, введение принципов начальной школы даст возможность определённой части наших учеников быть более успешными в музыке.
Если говорить о системе «Ручные пьесы-упражнения», то она, как говорится «выстрадана опытом» за 28 лет моего преподавания фортепиано и композиции. Первые годы я строго придерживалась всех принятых, традиционных правил преподавания. Но постепенно я пришла к пониманию, что есть вещи, которые лучше было бы изменить. Я написала специальные обучающие сборники, книгу по ритму и нотные азбуки, много искала, экспериментировала. Если сравнивать мои личные педагогические результаты до этой методики и после, с её использованием, то они очень серьёзно отличаются. Мои ученики стали играть лучше, чем когда я работала традиционно. Есть множество отзывов от других преподавателей, работающих по этой системе в разных городах и странах. Они тоже отмечают, что дети, прошедшие начальный курс по методике «Ручные пьесы-упражнения» играют иначе, они более свободные, техничные, естественные, ритмичные, увлечённые и быстрее обучаются. Впрочем, вы можете испробовать эту систему сами.
Вскоре я опубликую небольшое видео об учебных материалах, соответствующих основным базовым блокам начальной школы «Ручные пьесы-упражнения».
Если вы хотите узнать о методике больше, приглашаю посетить мой сайт
https://www.fortepiano-olerskaya.com/
Вот ссылка на скачивание рабочей программы
https://www.fortepiano-olerskaya.com/rabochaya-programma
Обратите внимание, несмотря на то, что эта трёхуровневая программа имеет значительную свободу для педагога, тем не менее, уровень сложности "А" соответствует требованиям к предпрофессиональной программе. А это значит, что её можно смело использовать в ДШИ после утверждения администрацией школы. Что это даст вам? В первую очередь иную стратегию и ИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ ТОЧКАМ. То есть, вы будете сдавать экзамены и зачёты не те, которые приняты, а те, которые прописаны в программе. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Кроме того, Вам не обязательно принимать программу в том виде, в котором она есть. Вы можете переработать отдельные моменты под свои принципы, что-то изменить, в том числе и в контрольных точках. И если администрация школы одобрит это, то вы будете работать так, как это требуется исходя из ваших педагогических стратегий. Тогда не нужно будет отвлекаться на общепринятые зачёты, так как у вас будут свои, которые вам вначале нужно будет аргументированно объяснить коллегам и пройти утверждение директором. И поймите, пожалуйста, одно. Это не путь упрощения! Это путь поиска новых, более эффективных решений. Это путь, который позволит ученикам не упускать базовые знания и умения из-за непродуманных и однообразных зачётов, которые бытуют сейчас в ДШИ повсеместно.