Сегодня мы расскажем про огромное недостроенное, но использовавшееся во время Великой Отечественной Войны бомбоубежище, строившееся за Полярным кругом в недрах гранитной сопки. А если точнее про его заброшенную и затопленную часть, отбутованную в послевоенное время от достроенной и до сих пор действующей в нуждах МЧС части.
В самом начале войны в крупных городах штабами местной противовоздушной обороны были поставлены задачи о срочном строительстве бомбоубежищ для укрытия мирного населения и защищённых командных пунктов для обеспечения работы инфраструктуры городов. Одним из таких объектов начали строить в Заполярье в г. Мурманск.
Согласно информации, найденной местными краеведами к 1943 г. была пройдена сеть горных выработок в граните, в которых разместились службы городского управления.
После окончания ВОВ было решено расширить подземный комплекс в горе и укрепить горные выработки бетонной обделкой (обделка это тип бетонной крепи горной выработки, а отделка это штукатурка на стенах, не путайте) и начался второй этап горных работ.
Но в 1950-х гг. во время проходки выработок из за плохо проведённой геологической разведки случайно был вскрыт водоносный слой и в сооружение начала поступать вода. Тогда не удалось достаточно гидроизолировать весь объект и было принято решение достроить только его часть, а остальную законсервировать на будущее. Половину недостроенного объекта отделили от второй части толстой бетонной забутовкой и законсервировали строительство, а другую часть достроили. При этом за прошедшие годы достроенная часть неоднократно модернизировалась и используется по сей день.
Несколько десятилетий недостроенная затопленная часть стояла заброшенной, но в 1990-х гг. про неё вдруг вспомнили и решили построить в ней подземные гаражи. Воду откачали и начали возводить новые бетонные конструкции и блоки будущих гаражей, но проблема гидроизоляции никуда не делась и постоянно поступающий из водоносного слоя объём воды поставил крест на этих планах. Стройку снова остановили и объект опять забросили.
Во время последней модернизации достроенной части в 2008 г. заброшенную и затопленную часть снова откачали для обследования, но вода быстро вернулась и снова затопила эту часть объекта. С тех пор здесь бывают лишь диггеры на импровизированных плавсредствах.
Ну а мы заходим через бывший портал автовъезда и посмотрим на заброшенную часть, в которой даже до сих пор осталась техника.
Сразу у входа в проёме должны были установить мощные гермоворота с электрическими или гидравлическими приводами.
Чуть ниже находится ниша под щит управления затвором, за которой заканчивается бетонная обделка (не путать с отделкой) и противооткольная защита потолка.
А дальше горная выработка спускается вниз.
Спускаемся к воде.
Справа располагалась большая ниша бывшей главной щитовой, использовавшейся при строительстве.
Если сделать буквально несколько шагов, то вода здесь будет уже по грудь, а ещё десяток шагов и уйдёшь с головой в ледяную воду.
Вдаль уходит главный тоннель, от которого расходятся ниши и проходы в блоки. Наш товарищ в спасательном костюме у первого гаража для понимания глубины. Но у нас есть плот, на котором мы и поплывём дальше. :)
Заплываем в один из поворотов.
Здесь находится проём в большой недостроенный двухэтажный блок. Плот в проём не проходит и поэтому мы смогли с этой стороны сфотографировать лишь тамбур-шлюз перед ним, где планировали установить две гермовдери.
Заплываем в другой отворот от основного тоннеля, где нам мешает проплыть дальше торчащий из под воды компрессор. Глубина тут поменьше, но сразу за ним снова начинается глубокий участок.
В ещё одном ответвлении на насыпи из мелкого щебня стоит уцелевшая бетономешалка.
И вот через очередные ответвления мы заплываем в самый большой блок, расположенный в самой дальней части объекта, где высаживаемся на один из гаражей, а плот уплывает на второй заход за оставшимися у входа товарищами.
Здесь успели построить шесть блоков гаражей. К слову по слухам в этом блоке во время войны было что-то вроде кинозала или театра, а в самом конце под потолком еле просматривается ниша, в которой якобы стоял кинопроектор или прожектор. Так оно или нет мы не знаем, но что-то верится с трудом.
А вот уже и подплывают наши товарищи на плоту.
Из под воды торчит какой-то вентилятор. Глубина там меньше чем в основном тоннеле, но всё же почти по грудь.
На гараже, где мы высадились лежит множество старых труб.
И ротор от вентиляционного циклона.
В одном из гаражей сохранилась машина. Это УАЗ-3303, имевший в народе прозвище "Головастик".
Теперь это его последняя стоянка.
Ну а теперь осмотримся вокруг.
В загоне за гаражами из под воды выступает погрузочно-доставочная машина. Точно такие же используются для работ в рудниках.
Сбоку у скалы свалены различные мотки тросов и оплётки от кабелей.
Спустимся пониже. С этой стороны очень глубоко.
А с другой стороны машина упирается ковшом в выработанную горную породу, которую должна была вывезти и погрузить в самосвал.
Выглядит очень атмосферно.
Рядом с погрузчиком расположен проход к забутовке в действующую часть объекта, где отлита пробка из нескольких метров железобетона.
А в другую сторону уходит выработка к ещё двум блокам и стволу.
Снова очень глубокий участок и чтобы осмотреть блоки, придётся лезть на отлитую из бетона стену.
И вот мы наверху.
Отсюда можно увидеть тот самый двухэтажный недостроенный блок, к которому мы подплывали с другой стороны на плоте.
Чуть дальше с другой стороны коридора расположен ещё один недостроенный блок, где даже сохранилась деревянная опалубка, оставшаяся со времён заливки свода.
Но из за этих деревянных конструкций толком внутри сфотографировать ничего не вышло.
Ещё дальше располагался ствол.
С лестницей наверх горы.
Правда не все лестничные проёмы успели смонтировать.
Там наверху видна противооткольная защита, а значит поверхность уже близко. Наверху от лестницы в две стороны расходятся подходные потерны, заканчивающиеся вентиляционными оголовками забора воздуха.
Вдоль лестницы наверх идёт и сам вентиляционный ствол.
Вообще по разным закуткам этой громадины раскидано ещё не мало интересного, но всё это охватить сложно, имея в качестве плавсредства лишь плот.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.