Зимой 1960 г. четверо советских военнослужащих почти 2 месяца дрейфовали в Тихом океане на маленькой барже, имея крайне ограниченные запасы продовольствия. Отсутствие связи и ракетные испытания на континенте привели к невозможности спасения бойцов со стороны Советского Союза.
Однако помощь пришла оттуда, откуда её не ждали! Американский авианосец, отправлявшийся из Японии в Сан-Франциско, случайно заметил дрейфующую баржу с еле живыми солдатами. Что произошло с бойцами на борту американского авианосца и как их встретили на родине? Обо всём по порядку!
Старшина Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов несли военную службу на острове Итуруп (Южные Курильские острова) в качестве экипажа небольшой баржи "Т-36". Побережье острова имело небольшую глубину, поэтому огромные торговые и продовольственные суда не могли причалиться к порту. Баржи разгружали прибывавшие корабли и везли груз непосредственно на остров.
Однако утром 17 января 1960 г. в результате шторма баржа "Т-36" оторвалась от специальной "бочки" и была вынесена в Тихий океан. Залитая водой рация и продовольствие, которого хватало всего на 3 дня, ещё больше усугубили ситуацию. Целых 49 дней бойцы героически боролись со смертью! Питаясь раз в день остатками еды, воды, а впоследствии и кожаными ремнями с сапогами, за неполных 2 месяца солдаты потеряли свыше 15 кг веса.
На сорок девятый день, 7 марта 1960 г., плановый поход авианосца ВМС США всё-таки спас дрейфующую баржу. По началу старшина Зиганшин хотел лишь договориться с американцами о предоставлении продовольствия и топлива, чтобы баржа смогла самостоятельно вернуться в СССР, однако сил не было ни у кого, и вероятность добраться до дома сводилась практически к нулю.
Таким образом, все четверо бойцов попали на палубу американского авианосца в самый разгар Холодной войны. Как бы то ни было, американские моряки предоставили питание парням, побрили, подстригли их и дали возможность восстановить свои силы.
О нахождении советских военнослужащих на американском авианосце руководство СССР узнало практически сразу, однако не было понятно, какую реакцию стоит дать на это событие. Решено было содействовать возвращению бойцов на родину, а Президенту США, мэру Сан-Франциско и всему экипажу авианосца выразить огромную благодарность за спасение советских солдат.
В Москве экипаж "Т-36" встретил сам министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский. Торжественные приёмы, постоянные пресс-конференции сделали из бойцов "героев своего времени". Все солдаты получили Орден Красной Звезды, двухнедельный отпуск и возможность без вступительных экзаменов поступить в мореходное училище, чем и воспользовались все, кроме Ивана Федотова.
Судьба каждого бойца сложилась достаточно хорошо! В частности, старшина Зиганшин дожил аж до 2017 г. (79 лет). Вплоть до своей пенсии он работал на аварийно-спасательных работах в Ленинграде, инструктируя пожарных, водолазов и т.п.
Иван Федотов работал судовым механиком и занимался китобойным промыслом, дожив до 1999 г. (59 лет). Филипп Поплавский окончил мореходное училище, работал в экспедициях в Средиземном море и Атлантическом океане, дожив до 2001 г. (60 лет). Анатолий Крючковский работал в Киеве на судостроительном заводе, после чего вышел на заслуженную пенсию. По сей день Анатолий остаётся единственным живым ветераном легендарного экипажа "Т-36"!
Спасибо большое за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, пишите Ваши комментарии и поставьте "нравится" этой статье, чтобы поддержать наш канал!
#история #история россии #ссср #интересные факты #сша