Доброго дня, читатель. Сегодня я хотел бы затронуть очень важную тему, которая беспокоит многих жителей г. Ступино - недострои. Признаюсь честно, я так же нахожусь в их числе и считаю это первостепенной задачей. Никакие постройки новых домов не решат эту проблему. Да и опять же по заявлениям застройщиков, никто не хочет работать с руководством Ступинского городского округа. Как же так? Сегодня мы разберемся в этом.
История недостроев
На самом деле нет четкой границы, когда и почему случилась эта катастрофа. Самым старым недостроем принято считать дом на ул. Калинина 50
Строительство началось в 2004 и на данный момент закончить его уже не могут. Строительство начала компании ИМКО. Перенесем чуть вперед и далее увидим ЖК "Надежда", какое красивое название, но к сожалению не к жилому комплексу. Срок сдачи которого числится аж в 2013 году.
Напомню не за горами уже 2022 год, и все эти 9 лет жители г. Ступино ждут новые дома, но даже заявление (в 2018 году) о том, что Стройсоюз будет достраивать дома и людям предлагается купить место под жилье - просто смешно, особенно после следующего случая.
ЖК Банный, о сколько можно было рассказать и просто сказать об этом случае, когда казалось бы надежный застройщик СК Славянский, не закончил строительство, знаете винить в этом случае застройщика - неправильно, ведь СК Славянский уже построил в нашем городе достаточно много домов (могу ошибаться, но их вроде бы 6). Да и компания работает аж с 2005 года, это что-то да значит. Представьте эмоции обычных людей, которые не покупали квартиры в данном комплексе, когда строительство ПРЕМИУМ дома в ЦЕНТРЕ города просто не достраивается.
Естественно - это просрочки, естественно это огромные компенсации. Теперь представьте какого дольщикам, которых мало того, что обманули, так ещё и говорят "Спасайтесь сами, Вас же обманули, так что как-нибудь сами". Неправильным решением является просто взять и списывать с застройщика деньги за "не соблюдение сроков сдачи объекта прописанных в строительной карте".
Почему СК Славянский и другие не достроили объекты?
Никто точно не сможет ответить на данный вопрос. Но могу сказать одно, представим ситуацию: У нас есть объект, строительство которого оценивается к примеру в 10 миллионов рублей из них:
- 2,5 миллиона уходит на ЗП
- 5 миллионов уходит на закупку материалов
- 1 миллион на оформление бумаг
- 1,5 миллиона на обустройство вокруг дома
Это планируемые расходы, теперь разберемся, планируемые доходы - это люди заранее купившие квартиру, предположим дом у нас на 60 квартир.
Тогда одна квартира будет стоить от 200 000 до 300 000 рублей, соответственно с этих денег окупается строительство. А теперь представим такую ситуацию. Из стоимости объекта в случае просрочки будет списываться ежедневно 0,5% за каждый день просрочки (очень популярная фраза в договорах). Тогда получаем, что ежедневно застройщик будет беднеть на 5 тысяч рублей, т.е за два года ему накапает 3 650 000 рублей пени за просрочку. И в итоге получается, что компания уже не получает дохода, а строит себе в убыток. А зачем это компании? Правильно - не за чем. Поэтому получается, что компания проходит долгий путь, чтобы добиться контракта, добивается через огонь и воду, а в итоге получает ещё и убытки. И полное непонимание со стороны городского управления.
Как можно решить проблему недостроев
Банальный вопрос, банальный ответ - достроить или вернуть деньги. Только кто решится достроить объекты, с которых не получит ни копейки прибыли? Правильно - инвесторы, которые готовы предоставить свои деньги взамен на привилегии с данном округе. Но тут опять же проблема, инвестор хочет построить предприятие и как раз дом построить и хочет он снижение налогов с 20% на прибыль до 5%, но взамен он гарантирует, что предоставит деньги на строительство дома. И руководство - не хочет идти на такой шаг. Соответственно инвестор уходит. А вот насчет вернуть деньги - это щепетильный момент, застройщик не может вернуть их, ведь он уже потратил деньги, а муниципальный район их не обязан возвращать, в итоге и получается поговорка "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего". В итоге и получается, что все шансы на достройку домов - полностью пропадают и недострои стоят, а дольщики плачут за то, что по сути потеряли свои деньги.
Перейдем плавно из анализа проблемы к возможным путям решения:
- Самым главным решением было бы одобрить предложение о выделении денежных средств на достройку дома. Вернуть деньги дольщикам к сожалению уже практически невозможно, это только через суд и это будет очень сложно, так как никто никогда не узнает сколько на самом деле потратил уже застройщик.
- Сделать единую базу застройщиков по России (сорк. ОЕБЗ), в которую будут передаваться данные:
- Стоимость просрочки
- ИНН/КПП/ОГРН и другие данные о застройщике
- Срок просрочки
- Объект который не сдали
- Документальные подтверждение
Далее, если есть просрочка объекта, заносить данные в эту базу, соответственно, после достройки объекта и решении построить новый объект, который застройщик оценивает предположим в 30 миллионов будет добавляться пени и, в итоге получаем, что квартиры будут стоить например не 500 тысяч, а миллион, соответственно застройщик будет становится неконкурентным с точки зрения ценообразования. Покупать квартиры или не покупать квартиры у такого застройщика - это решать только Вам, будете ли Вы переплачивать за халатность данного застройщика, выбор остается за Вами. Но с другой стороны, есть и обратная сторона медали. а именно то, что таким образом "хочешь-не хочешь" будет происходить монополизация рынка. Это плохо с точки зрения рыночной экономики и не только, если будет один застройщик, то не будет развития. Сейчас когда компаний много, каждая пытается выделиться своими "особыми" привилегиями по отношению к покупателю. - В случае сдачи застройщиком подряд объектов раньше или в срок без просрочки. Предоставлять государственные льготы/льготы в муниципальные льготы таким застройщикам, к примеру с точки зрения налогообложения. Тогда такое решение позволит получить добросовестным застройщикам льготы. Своеобразная система мотивации.
Соответственно данные методы позволят уменьшить количество недостроев, либо хотя бы поможет бороться с недобросовестными застройщиками методом "кнута и пряника", так как в любом случае застройщику придется жертвовать ценами, либо жертвовать своими деньгами. А в случае выполнения всех этапов без просрочки, получить льготу. А достройка домов лежит на совести руководства районов, так как именно руководство заключает с застройщиком договор, поэтому данные методы позволят основываться на реальности, а не на портфолио. Повторюсь это моё мнение в пути решения одной из главных проблем муниципального, городского округа Ступино.